Темный паттерн – это не dark mode, о котором вы могли подумать. Это обман и нечестность намерений. Если говорить немного глубже, то темный паттерн представляет представляет собой пользовательский интерфейс, тщательно разработанный для того, чтобы уловками заставить пользователей действовать по выгодному компании сценарию. Например, покупать страховку для своих товаров или подписываться на регулярные платные услуги.
Темный паттерн представляет собой пользовательский интерфейс, тщательно разработанный для того, чтобы уловками заставить пользователей действовать по выгодному компании сценарию.
Обычно, когда вы думаете о «плохом дизайне», вы представляете невнимательного или ленивого дизайнера, но даже не догадываетесь о наличии злого умысла. Темные паттерны – это далеко не ошибка дизайнера. Наоборот, это тщательно продуманный дизайн с глубоким пониманием человеческой психологии. Такой дизайн разрабатывается для выгоды бизнеса, а не пользователей.
Этот термин был придуман еще в 2010 году британским UX дизайнером Гарри Бригнуллом, который руководит DarkPatterns.org. Это сайт посвящен брендам и позорным веб-сайтам, которые используют обманчивые и неэтичные пользовательские интерфейсы.
Бригнулл утверждает, что «темные паттерны очень хорошо показывают себя в A/B и многовариантных тестах потому, что дизайн, который обманывает пользователей, заставляя их действовать, приведет к большему количеству конверсий, чем тот, который позволяет пользователям принимать обдуманное решение».
Хотя это и работает, UX сообщество было категорически против использования темных паттернов в дизайне.
Они обычно воспринимаются как неэтичные методы дизайна, которые наносят ущерб UX и подрывают доверие людей и семей к продукту, веб-сайту или бренду.
Разница между плохим UX и темным UX
В отличие от плохого UX, темный UX – это продуманная тактика дизайна. Такие сайты или продукты не были разработаны для того, чтобы приносить людям пользу или ставить их потребности на первое место. Это совершенно противоположно тому, что дизайнеры продукта должны стремиться сделать, а именно – создавать прозрачные, ориентированные на пользователя дизайны.
Как работают темные паттерны
Вы когда-нибудь чувствовали, что вас побуждают согласиться с тем, чего вы не хотите, и при этом нет вариантов получше? Если да, то скорее всего это и был темный паттерн.
Темные паттерны – это проекты, которые намеренно заставляют делать то, чего хочет компания. Они всегда считались плохими методами дизайна. Такие проекты чаще всего наносят ущерб бизнесу и пользователям, а не помогают им.
Хотя многие люди считают, что темные паттерны – это психологические уловки, большинство из них не имеют ничего общего с психологией. Это просто дешевые уловки, которые используют тот факт, что люди не читают все слова на каждой странице сайта или приложения. Они читают выделяющиеся слова и делают предположения.
Люди хотят выполнить свою задачу в кратчайшие сроки и обычно выбирают путь наименьшего сопротивления, делая то, что просит сайт или приложение. В результате они даже не замечают, что ими пользуются.
Суть темных паттернов в том, что они создаются их из тех же самых сводов правил, которые используют для повышения удобства использования.
10 эвристик Нильсена – это, вероятно, один из самых известных гайдов юзабилити – относятся к началу 1990-х годов. Если вы берете эвристики и инвертируете их в пользу компаний, вы на темной стороне UX. Давайте рассмотрим несколько примеров и попытаемся понять, как это происходит.
Темные паттерны, которые никогда не нужно использовать в своих цифровых продуктах
1. Принудительная подписка
Этот шаблон можно найти во многих сервисах на основе подписки, предлагающих бесплатную пробную версию. Когда пользователи подписываются на бесплатную пробную версию, их просят ввести данные их кредитной карты. Когда пробная версия заканчивается, с карты пользователя автоматически снимается определенная сумма, если он не забыл отказаться от подписки. Также, в большинстве случаев пользователя не уведомляют о снятии средств.
Усугубляет ситуацию то, что пользователям даже не предоставляется простого способа отменить подписку. Часто для отмены подписки пользователь вынужден звонить в офис или же отправлять запрос по обычной почте.
Звучит коварно? В этом и суть.
2. Заманить и подменить
Возможно, самым известным примером «заманить и подменить» является ошибочный подход Microsoft к тому, чтобы заставить людей обновить свои Windows OS до Windows 10. Вы намереваетесь сделать что-то одно, но вместо этого происходит другое, нежелательное.
Microsoft применили этот трюк, когда усердно продвигали Windows 10. В какой-то момент они предложили две кнопки: обновить сейчас или обновить сегодня вечером.
Скажем, вы не хотите устанавливать Windows 10, какую кнопку в этом случае нажать? После этого инцидента многие люди случайно установили Windows 10.
Это достаточно подло, но после стало еще хуже. В какой-то момент даже закрытие окна, предлагающего обновление, вызывало установку обновления. Поэтому многие установили Windows 10 лишь из-за этого, что было почти невозможно отказаться.
3. Roach Motel
Этот дизайн паттерн назван в честь ловушки тараканов «Roach Motel».
Это происходит, когда сайт или приложение позволяют очень легко создать учетную запись (или подписаться), которую невероятно сложно потом удалить. Для удаления неожиданно запрашивают некоторые вопросы безопасности, старый пароль, который никто не помнит, и так далее.
Например, вы когда-нибудь пытались закрыть свою учетную запись Amazon? Следующее видео демонстрирует сложный процесс удаления, без которого у вас ничего не получилось бы. Большинство пользователей не смогут удалить свои учетные записи без помощи службы поддержки. Также это касается отмены премиум подписок.
Легко войти, но очень трудно выйти …
4. Тайна Цукерберга
Гарри Бригнулл назвал этот темный паттерн в честь генерального директора Facebook Марка Цукерберга. Проблема возникает, когда продукт собирает и передает больше информации о пользователях, чем они когда-либо собирались поделиться.
Тайна Цукерберга – это то, что заставляет пользователя делиться бОльшим количеством личной информацией, чем он того хотел. Facebook делает управление конфиденциальностью общеизвестно сложным процессом. Информация о том, что компания может сделать с личной информацией пользователя, находится в Условиях обслуживания, и почти никто не тратит время на ее чтение.
5. Вопросы с уловкой
Заполняя форму, вы вынуждены дать ответ на вопрос, отвечать на который вам не хочется. Если долго не размышлять, то вопрос может показаться совсем невинным. Но если вы поймете, что он подразумевает, у вас не будет желания отвечать.
6. Прокрасться в корзину
Вы пытаетесь что-то купить, но где-то в процессе покупки сайт забрасывает дополнительный товар в вашу корзину. Часто это либо раннее просмотренный, либо товар, отмеченный вами как “избранный”.
7. Предотвращение сравнения цен
Продавец затрудняет вам сравнение цен товаров, поэтому вы не можете принять обоснованное решение.
8. Введение в заблуждение
Дизайн целенаправленно фокусирует ваше внимание на одной вещи, чтобы отвлечь от другой.
9. Скрытые расходы
Вы попадаете на последний этап процесса оформления заказа, но обнаруживаете, что появились неожиданные платежи, например, стоимость доставки, налог и так далее.
10. Пристыживание пользователя
Использования чувства вины пользователя или чувства собственного достоинства. Вариант отклонения сформулирован таким образом, чтобы пристыдить пользователя и принудить к принятию нужного компании решения.
11. Замаскированная реклама
Объявления замаскированные под другие виды контента или навигации, при нажатии на которые вы попадаете на другой сайт и так далее.
12. Дружеский спам
Продукт запрашивает ваши права доступа к электронной почте или социальным сетям под предлогом, что он будет использоваться для желаемого результата (например, поиска друзей). Затем рассылает спам всем вашим контактам в сообщении, которое, как они утверждают, было прислано вами.
Читайте также:
6 лучших инструментов для удаленного тестирования юзабилити
Как перестать бояться тестировать свой дизайн
OnePlus разработал смартфон, который может просвечивать пластик (кажется, и одежду)