В четверг был оглашен список номинантов на премию “Оскар”, который, мягко говоря, вызвал волну возмущения. И причиной этому послужило то, что подавляющее большинство номинированных знаменитостей – белые. Los Angeles Times опубликовали данные, которые показывают, что около 94% членов жюри “Оскара” белые и 77% – мужского пола. Конечно, можно сказать, что цвет кожи и половая принадлежность членов жюри не имеет значения, ведь их выбор должен основываться на объективных суждениях о качестве фильмов. Но, обратив внимание на номинантов и победителей предыдущих церемоний и на реакцию зрителей на решение судей, можно сказать, что жюри “Оскара” и обычных зрителей разделяет огромная пропасть непонимания.
Но суть даже не в том, что в списке победителей зачастую находятся не те знаменитости, которых хотели бы видеть зрители. Казалось бы, времена притеснения чернокожих уже давно канули в лету и у всех рас сегодня равные права, но, видимо, 87-я церемония “Оскар” опровергнет эту уже общепринятую норму. Интернет наполнился шутками (довольно забавными, к слову) и возмущениями, и пользователи придумали хэштег #OscarsSoWhite, который прекрасно показывает непонимание между зрителями и жюри.
#ОскарТакойБелый: 94% членов Академии белые. 77% – мужского пола. Средний возраст: 62. 2% – чернокожие. Они там думают, что чернокожая женщина-президент держит эту статистику в пределах нормы.
#ОскарТакойБелый, что они заменили статуэтку тыквенным латте.
#ОскарТакойБелый, что они не видят расы. Или фильмов с чернокожими ребятами, видимо.
#ОскарТакойБелый, что перед каждой номинацией они говорили “Я не расист, но…”.
#ОскарТакойБелый, что даже “Лего. Фильм” не был номинирован на премию “Лучший анимационный фильм” из-за того, что Морган Фримен озвучивал одного из персонажей.
#ОскарТакойБелый, что они даже не видели “Сельму”, но их домохозяйка сказала, что фильм был действительно хорош.
Также негодование вызвало то, что режиссер фильма “Сельма” Ава ДюВерней не была даже номинирована на премию “Лучший режиссер”, несмотря на восторг, который вызвал фильм. Казалось бы, можно обойтись и номинацией “Сельмы” на премию “Лучший фильм”. Но стоит заметить тот факт, что еще ни разу на премию “Лучший режиссер” не была номинирована чернокожая женщина. И, получается, что и зрителям не угодили, и “Оскар” пропустил возможность сделать 87-ю церемонию поистине исторической.
Номинанты на премию “Лучший режиссер” – это Алехандро Иньярриту (“Бердмэн”), Уэс Андерсон (“Отель Гранд Будапешт”), Беннетт Миллер (“Охотник на лис”), Мортен Тильдум (“Игра в имитацию”) и Ричард Линклейтер (“Отрочество”) – другими словами, ребята получили номинации за фильмы о белых.
Для тех, кто все еще не понимает, что к чему, вот вам несколько фактов для размышления. Дэвид Ойелоуо, который получил множество восторженных похвал за то, как он сумел вжиться в роль Мартина Лютера Кинга, не был даже номинирован на премию “Лучший актер”. Зато номинации получили Стив Кэрелл, Брэдли Купер (который не был даже номинирован на “Золотой Глобус”), Бенедикт Камбербетч, Майкл Китон и Эдди Рэдмейн. Пять белых мужчин.
Эта церемония “Оскар” будет самая “белокожая” с 1998 года, а особенно несправедливой она будет выглядеть на фоне прошлогодней церемонии, на которой “12 лет рабства” получил целых три награды (“Лучшая женская роль второго плана”, “Лучший сценарий-адаптация” и “Лучший фильм”).
Исторически сложилось так, что чернокожие режиссеры не получают большого признания на “Оскаре”. Всего трое чернокожих мужчин были номинированы на премию “Лучший режиссер”: Джон Синглтон за фильм “Ребята с улицы” (1991), Ли Дэниелс за фильм “Сокровище” (2009) и Стив МакКвин за “12 лет рабства” (2014). И ни один из них не одержал победу.
Ни один чернокожий человек еще не разу не получил премию “Лучший режиссер”.
Не верится в то, что за 87 церемоний еще ни один чернокожий человек не заслужил эту премию. Конечно, в 1929 году, когда была проведена первая церемония, чернокожим было сложно покорить Голливуд. Но сегодня, если нам не изменяет календарь, уже 2015 год, и термин “расизм” уже давно на устах у всех. Возмутительно, что жюри попросту игнорирует чернокожих режиссеров, которые заслуживают признания.
Номинация ДюВерней стала бы потрясающим событием. И жюри должно было номинировать ее даже не по причине того, что она бы стала первой чернокожей женщиной, взявшей премию “Лучший режиссер”. Черт побери, она заслужила эту номинацию! ДюВерней создала самый обсуждаемый фильм этого года и получала номинации на каждом шагу, кроме той церемонии, которая имеет настоящее значение.
Хуже всего то, что Шерил Бун Айзекс, президент Академии кинематографических искусств и наук (и, между прочим, чернокожая женщина), открыто продвигала идею разнообразия и призывала жюри слушать большее количество людей.
“Мы находимся во второй декаде 21-го столетия, и окружение для эстрады стало совсем другим,” – говорит Бун Айзекс в своем интервью для Variety. “Я думаю, что частью этих перемен должно стать осознание того, что должны быть услышаны разные мнения – и что есть аудитории, которые и выражают эти мнения. Мы в Академии хотим, чтобы эти голоса были услышаны.”
Но, несмотря на заявления Бун Айзекс, эти мнения не были услышаны в этом году. И это чертовски досадно.