Глядя на картину выше, легко понять, почему именно её считают последней работой Винсента ван Гога. Мрачные грозовые тучи на горизонте, вороны – вся сцена буквально кричит о трагедии. Тем не менее, у исследователей есть более веское доказательство, чем «ощущение тревоги».
В письме к брату и невестке Ван Гог указывает дату создания «Пшеничного поля» – 10 июля 1890 года. Учитывая, что смертельный инцидент случился 27 июля, сложно поверить, что это действительно последняя картина голландца. Неужели он две недели ничего не творил?
По сообщениям Hyperallergic, у исследователей из амстердамского Музея Винсента ван Гога новый фаворит. Ученые считают, что последней работой художника является менее известное полотно под названием «Корни деревьев». Это не первое подобное заявление.
В 2012 году искусствоведы Берт Мэйс и Луи ван Тилборг привели веские доказательства в пользу места картины в творчестве Ван Гога. «Корни дерева» – одна из двух незавершенных работ, относящихся к последним дням художника. Однако Ван Гог не имел привычки бросать картину незаконченной.
По версии Hyperallergic, в своих последних работах Ван Гог углубляется в абстракцию, чего не было в раннем творчестве. И действительно, предмет «Корней деревьев» определенно сложнее выделить, чем в «Пшеничном поле с воронами» или «Фермах возле Овера». Почему именно в этих работах? Они также не закончены и относятся к последним месяцам художника в деревушке Овер-сюр-Уаз.
Запутал всех и шурин Тео ван Гога, Андриес Бонгер. В 1891 году он назвал «Фермы возле Овера» последней работой ван Гога, однако позднее выделил совершенно другой холст. «Утром перед смертью [Ван Гог] нарисовал sous bois [лесную сцену], наполненную солнцем и жизнью».
«Корни деревьев» как финал
Это описание подходит к «Корням деревьев» – картине, наполненной морем приглушенных синих, зеленых и коричневых оттенков. «Корни обнажены, оторваны от земли и опасно висят», – объясняет Луи ван Тилборг. Кажется, эта картина – своего рода прощание от автора.
По мнению Ван Тилборга, Ван Гог мог бы сказать: «Я жил, как корни деревьев. Я прикладывал все усилия. Я боролся с жизнью. Я вырос. Но теперь время подходит к концу. Я падаю». Как писал Ван Гог в своем письме: «Я обычно стараюсь не падать духом, но моя жизнь тоже подвергается нападкам в самом корне».
Тем не менее, куратор музея Нинке Баккер предостерегает: не стоит приписывать слишком большое значение этой картине.
«Вполне очевидно, что он пытался выразить свое собственное эмоциональное состояние. Тем не менее, эта картина также сочится энергией и жизнью. Как мне кажется, вряд ли Ван Гог умышленно нарисовал эту картину как прощание. Это было бы слишком рационально».