Уолт Дисней был пройденным этапом для нас, нашей целью было его обойти.
Беседа с учителем Украинской мультипликации
Евгений Сивоконь начал увлекаться анимацией еще в детстве. Рисовать он научился в тоже время что и читать. Сначала это были простые забавные человечки. В военные годы, на клочках бумаги (а бумага была большим дефицитом) рисовал карикатуры Гитлера и Геббельса, а в армии и худ. школе – шаржи. В последствии Евгений Сивоконь попадает на работу в цех художественной мультипликации. В то время там работали молодые и еще не известные никому Владимир Дахно и Давид Черкасский.
О Юности
“Все мы были молоды. У каждого из нас было разное образование. Кто-то только закончил художественную школу, кто-то строительный институт. Руководил, в то время, великий мастер – Ипполит Лазарчук. Он давно работал в анимации и еще перед Второй Мировой снял, несколько фильмов, но как режиссер. Мы током то ничего не умели, и не знали. Но мы экспериментировали, мы были новаторами, могли хулиганить и были задорными. К нам просачивалось немного информации через “железный занавес”. Уолт Дисней был пройденным этапом для нас, нашей целью было его обойти. Мы хотели изменить мир, хотели чего-то нового. Это был кураж
О Вдохновении
У меня нет конкретного источника вдохновения. Это скорее какой-то невидимый импульс, это может быть стихотворение, фраза. Иногда это может быть сюжет, увиденный образ, сюжет или состояние природы.
О Технике
Главное для художника-аниматора это законы физики законы механики. Это ремесло – это нужно знать. Главное для меня это сотворить персонаж. Придумать ему историю, образ. Придумать сюжет и дать ему жизнь.
Я в анимации очень давно. Много увидел многое попробовал. Занимался целлулоидной анимацией, рисованной анимацией. Был одним из открывателей сочетания живого актера и рисованной анимации. Сначала мы снимали актера, потом с пленки напечатали наиболее характерные фотографии и потом еще раз снимали фотографии — только как анимацию-перекладку, лишь что-то дорисовывая. Пробовал рисовать под камерой — «ожившую живопись», — которую сейчас используют многие художники…
О Масяне
Масяня – это попса. Фильм популярен только за счет того, что в нем присутствует молодежный сленг. Анимация там очень примитивная. Шевелятся губки и глазки. Но молодым это нравиться из-за сленга. Этот проект не имеет художественной ценности. Это коммерческий проект не более.
О Будущем
Перспективы у нас есть. Сейчас много талантливых режиссеров. Только через мои руки прошло около 20 человек. Я знаю их потенциал и талант. Если из моего курса выйдет 2-3 человека из 8 – это уже отлично. А дальше все в их руках
Об Анимации
Анимацию невозможно уничтожить. Анимация – это диагноз. У людей, занимающихся анимацией другое восприятие мира. Анимация не живет в кинематографе, она живет между кино и живописью, скульптурой, графикой. Анимация живет по совсем другим законам.
Подборка работ Евгения Сивоконя:
«Человек, который умел летать» (СССР, 1968)
«Сказка про доброго носорога» (СССР, 1970)
«Человек и слово» (СССР, 1973)
«Сказка о белой льдинке» (СССР, 1974)
«Осторожно — нервы!» (СССР, 1975)
«Приключения кузнеца Вакулы» (СССР, 1977)
«Лень» (СССР, 1979)
«Несчастливая звезда» (СССР, 1981)
«Страна Считалия» (СССР, 1982)
«Дерево и кошка» (СССР, 1983)
«Ненаписанное письмо» (СССР, 1985)
«Как мотылёк изучал жизнь» (Украина, 1999)
«Как у нашего Омелечка небольшая семеечка» (Украина, 1999)
«Компромикс» (Украина, 2002)
«Засыплет снег дороги…» (Украина, 2005)
«Спаси и сохрани» (Украина, 2008)