Как определить режиссера, не читая титры

Практическое пособие для начинающих киноманов.

Множество критиков и людей, которые зовут себя киноманами, часто, обсуждая любимую тему, бросаются терминами вроде стилистика или «фишка» того или иного режиссёра. Не всегда ясно, что они хотят этим сказать – грамотно сравнить работы режиссёра и прийти к некому «общему знаменателю» (какие характерные черты преобладают в работах режиссёра и что его отличает от других) или же просто показаться умными и использовать красивые слова, чтоб замаскировать неосведомлённость…

На самом деле, для определения режиссёра просто необходимо посмотреть внимательно 2-3 его детища, и все станет ясно. Ведь, по сути, стилистика и фишки всегда будут бросаться в глаза. И именно она в будущем помогает понять фильм какого режиссёра ты смотришь и какие мелочи, приёмы и детали ты потом будешь замечать и в других фильмах. Опытные критики и киноведы, скорее всего, могут писать по этому поводу целые диссертации, но их наверняка будет не очень интересно читать. И «практики» (просмотра фильмов) будет достаточно немного – скорее читателя замучают терминологией и эстетикой, философией и психологией (что же хотел сказать режиссёр этим).

Я же, на своем опыте используя этот метод советую просто получать удовольствие от просмотра и удовлетворение от познания новых деталей, которые раньше он не замечал.

Существует ряд режиссёров, которые прославились своей манерой повествования и какими-то интересными приёмами визуального и драматического характера. И именно они задают тенденции для других киноделов и влияют на «моду» в будущем.

Для лёгкого определения того, кому принадлежит та или иная работа, можно использовать несколько приёмов:

1. Посмотрите на картинку и, возможно, вы заметите, что её цветовая гамма определённым образом отличается – как будто цвета специально подбирали и даже специально корректировали всю картинку, чтоб подчеркнуть их.

2. Некоторые режиссёры специализируются на интересных, необычных приёмах съёмки, часто используют определённые визуальные эффекты и определённую графику.

3. Множество режиссёров постоянно работают с одними и теме же людьми – будь то актёры, операторы, художники или композиторы. Иногда и монтажёры.

4. Иногда режиссёров можно отличить по сценариям, с которыми они работают – каждый выбирает себе ту или иную тематику или манеру написания.

5. А иногда режиссёров можно узнать по обилию крови в кадре!:)

Я предлагаю рассмотреть несколько примеров – заметить то, что, возможно, вы не замечали. И лишний раз потешить себя, если же вы все заметили и правы.

Возьмём кого-то простого для узнавания. Квентина Тарантино например (знаю, что это на поверхности, но все же берусь располагать по полочкам его стиль). Если посмотреть на картинку, то она всегда яркая и цветная – В» Бешеных псах», в «Убить Билла», в «Криминальном чтиве» и в «Джанго», в «Четырех комнатах» и других фильмах – эти картины пестрили цветами, там, где это нужно и уместно. Также, можно проследить некоторые тенденции в съёмочной группе – ранние работы Квентина все сняты прекрасным оператором Анджеем Секулой – именно он ввёл в его стилистику, длинные кадры (обсуждение песни Мадонны Like a virgin в «Бешеных псах», длинные проходы и кадры в «Криминальном чтиве» и т.д.), с ним Тарантино ввёл в картины любимый кадр «из багажника».

 

Более поздние работы были созданы в содружестве с оператором Робертом Ричардсоном – и вот, все фильмы приобрели как будто налёт спагетти вестерна – общие планы, резкие приближения, общая стилистика присущая этому жанру. Также Тарантино был верен и своему монтажёру Салли Менке – за динамику и резкий монтаж необходимо поблагодарить её (увы, посмертно). Из актёров постоянным гостем картин является, пожалуй, Семюэль Л.Джексон, Майкл Медсен и еще парочка любимчиков, которая появляется может и не во всех его картинах, но в 2-3 точно были.

Если выбрать среди более «массовых режиссёров», то яркой стилистикой отличаются Зак Снайдер и Дж. Дж. Абрамс, например. Первый – непревзойдённый мастер красивой картинки. Хорошо и красиво прорисованные slow motion. Всегда определённая цветовая гамма картинки (в «зоо» – сепия, в «Хранителях» – сине-голубая, в «Запрещенном приеме» – грязно-серо-зеленая). Оператор Ларри Фонг в его фильмах любит использовать пролёты камеры и замедлять картинку в самой накалённой ситуации. И истории он всегда рассказывает в достаточно жёстком и жестоком ключе – ведь даже в мультфильме «Легенды ночных стражей» присутствовали насилие и психологический конфликт, что не свойственно для детского развлекательного мультфильма. Увы, по моему скромному мнению, также этому режиссёру свойственна некоторая затянутость – порой бои длятся чересчур долго и зритель успевает устать от истории и картинки.

Дж. Дж. Абрамс является если не противоположностью, то хотя бы значительно отличающимся режиссёром. Его картинка динамична, часто преобладают синие и серые металлические цвета. А визитной карточкой его фильмов являются 2 отличительные «фишки» – синие блики и «пасхалки». Если с синими бликами здесь все ясно – режиссёр любит играть со светом в кадре, добавлять отблесков, чтоб усиливать атмосферу фантастичности происходящего и намекать нам на то, что не все, что мы видим, является таким, каким кажется на первый взгляд (кто смотрел сериал «Грань» поймёт насколько сильно автор намекал на главную «фишку» сериала).

С «пасхалками» все интереснее. Ведь сами по себе «пасхалки» (небольшие намёки на то, что будет далее в сериале или серии, например) могут быть чем угодно – от сочетания цифр и букв, до людей, которые появляются в определённом месте в определённое время.

К тому же, также можно назвать отличительной чертой грамотные, интригующие рекламные компании фильмов, которые снимает и продюсирует Джей Джей – очень редко из них становится ясно, что же будет в фильме, а в некоторых (ярким примером тому является реклама фильма «Монстро» и сериала «Вестворлд» 2016го года) фильм ли это вообще.

Кстати, стоит отметить, что сам Абрамс прекрасно знает о своих особенностях и о том, что порой он заигрывается с ними (ярким примером является “передозировка” синими бликами во втором “Стартреке“). Так, во время съёмок своего нового фильма (седьмой части одной небезызвестной нам саги) режиссер сознательно вырезал все кадры с бликами – “Это не тот фильм, который требует бликов” – сказал Абрамс.

Идем дальше: Стивен Спилберг выделяется не простым монтажом – некоторые фильмы у него с маленьким количеством склеек и длинными планами, некоторые же интересны своим монтажным переходом (в «Тинтине…» всегда происходит замещение одного кадра другим). Также он очень любит использовать «контровой» свет – часто в фильмах можно встретить кадры силуэтов героев идущих на фоне луны, заката или другого освещения…

Джеймс Кемерон любит передовые технологии – если вы смотрите и удивляетесь, как можно это было создать на компьютере – значит это его работа.

Альфонсо Куарон славится своей любовью к длинным кадрам без монтажных склеек – с каждым фильмом его кадры становятся длиннее и витиеватее (вспомним, что кадр/сцена в машине из «Дитя человеческого» длился 7 минут, а в «Гравитации» открывающий кадр/сцена – 17мин.).

Тима Бертона с потрохами выдаёт стилистика “немного готики, немного чудинки”, Хелена Бонем-Картер и Джони Депп, а также музыка Денни Элфмана, которая все время сопровождает его картины.

Денни Бойла и Гая Ричи – манера повествования и монтаж. У обоих много динамики, часто используется закадровое повествование и яркая цветовая гамма. И при том, что, казалось бы, характеристики похожи – вы никогда не перепутаете их между собой и с другими кинорежиссёрами. Картины Гая Ричи – чаще всего иронические зарисовки, Бойл же всегда берет достаточно драматические сюжеты и рассказывает их в своей фирменной клиповой манере (если кто не знает, Денни Бойл раньше всех других именитых современных режиссеров использовать быструю (клиповую) нарезку кадров и динамичный монтаж из шотов (вспоминаем с вами  его “На игле”).

Ещё одним ярким пятном на кинокарте является режиссёр Уес Андерсон – каждая картина сделана в определённой, яркой цветовой гамме, четкая симметрия в кадре. Декорации практически всегда немного бутафорские, монтаж сделанный «с юмором», оператор любит очень рельсы (особенно проезды сквозь помещения). Актёры, иногда, кажется, что переигрывают и в каждом фильме всегда е есть Оуен УилсонЭдриен Броуди и Джейсон Шварцман. Кажется, что в это фарс? Вам не кажется, все так и есть. Но фарс снятый с душой и посылом, который бесконечно приятно смотреть и после цитировать.

После огромного кома информации, которая была брошена в читателя, я надеюсь, что читатель, а после и зритель узнает, что – то новенькое и поделится своими наблюдениями с другими. А пока, приятного просмотра и всех благ!

А вы догадались, кто является режиссером фильма, кадр из которого послужил главным фото к этой статье?

Читайте также:

10 базовых вещей, которые должен знать каждый кинематографист

Непревзойденный Тим Бертон

Как стать кинорежиссером. Советы, хитрости, книги

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ