Искусство может быть не только стерильно чистым и красивым. Порой и в жутковатых сюжетах можно найти что-то притягательное и завораживающее. Эта история – именно из таких.
Мари Катаяма родилась с редким заболеванием – тибиальной гемимелией, чрезвычайно редким заболеванием, которое останавливает рост и развитие костей в нижних конечностях. В её случае болезнь также вызвала косолапость и проблемы с левой рукой, которая теперь больше напоминает клешню краба. Но это не сломало японку.
Мотивы, связанные с крабами, прослеживаются порой в работах Мари – по совпадению, она Рак по гороскопу. Её работы привлекают внимание в Европе и Америке – что само по себе достаточно редко для яркой, но отгороженной культуры современной Японии. Что самое интересное, Катаяма никогда не собиралась быть художником. Её замысловатые вышитые и наполненные композиции – инкрустированные кружевами, морскими ракушками, волосами, кристаллами и коллажами – были сделаны исключительно для собственного развлечения. Искусство было далеко от нее, когда она решила делать автопортреты.
В моей комнате (2009). Ранний автопортрет, снятый в детской спальне Катаямы ее четырехлетней сестрой.
У меня детские ноги (2011). Она позировала с протезами, которые носила в детстве, после того как её ноги ампутировали.
Мои ноги (2012). В первый год обучения в старшей школе Катаяма начала разрисовывать свои протезы рисунками, похожими на татуировки.
Офелия (2013). Из серии фотографий женщин – героинь классических произведений.
Балет (2013). Катаяма пытается “наиграться в куклы”, создавая себя в образах других людей.
Ты мой # 002 (2014). Для этой инсталляции Мари создала гипсовую фигуру своего тела, а затем обшила её “кожей”. Парик для манекена сделан из волос Катаямы.
Таким образом я существую – кукла (2015). Катаяма наполняет и украшает свои куклы ракушками, жемчугом, волосами и кристаллами Сваровски.
Таким образом я существую #2 (2015). Для художницы ее фотографии вторичны. «Если я создам какие-то предметы, и в них есть что-то красивое, тогда мне хочется их сфотографировать».
Наблюдатель #02 (2016). Для этой работы Катаяма сфотографировала руки всех участников женской традиционной кукольной театральной труппы, распечатала их на материале и превратила их в многорукую куклу.
Наблюдатель #01 (2016). Катаяма находится на пляже в Наосиме, острове во Внутреннем Японском море. Работа была вдохновлена Боттичелли «Рождение Венеры».
Своими работами Мари доказывает, что физические ограничения – не помеха настоящему искусству. За новыми работами Мари можно следить в её Instagram или на сайте.
Читайте также:
Победитель Wildlife Photographer of the Year был дисквалифицирован за подделку