В интервью Digital Arts дизайнер Роб Джанофф, работавший со Стивом Джобсом, рассказывает, как зрительные иллюзии, поп-психоделия и боязнь компьютеров сыграли свою роль в создании самого знаменитого в мире яблока. Кроме того, здесь вы найдете мнение о потенциале Китая, любовь к пародиям на лого Apple и многое другое.
Идея во главе угла
«В цифровом мире всё не так, как мы делали раньше. Многие современные дизайнеры не представляют, как это было. Я не представляю, как бы работал с Adobe, например. Мне привычнее аналоговые инструменты».
«Работа стала больше заточена на технику, а не на идею. Хотя я считаю, что это неправильно. Безусловно, при создании логотипа сложно избежать продумки технических моментов, но идея должна стоять во главе угла. Ты должен смотреть на логотип и видеть идею, которая стоит за ним. Это ключ ко всему. Вы можете сказать так много, ничего не сказав».
Ваш лого – это знаменитость
«Когда я знакомлюсь с новыми клиентами, то всегда спрашиваю у них: если бы ваш логотип был знаменитостью, то кем именно? Вы представляете характер этого человека? Если я знаю эту знаменитость и то, как этот человек общается, то стараюсь перенести эту атмосферу на проект. Личность привлекает клиента, а не просто красивый логотип – пусть он и трижды произведение искусства».
На чем была основана иконография Apple образца 1977 года? Впечатления от Стива Джобса или что-то ещё?
«Нет, это не Стив. В основу было положено ощущение изобилия – в Apple II было столько всего нового. Кроме того, я пытался сделать образ компьютера дружественным и побороть собственные страхи перед этой махиной. Я не был специалистом в технологиях, а потому хотел сделать упор на дружелюбие. Всё-таки вы должны были притащить огромный компьютер домой, да ещё и позволить своему ребенку работать на нём».
«Не забывайте: в то время многие люди воспринимали компьютер как злоумышленника, вторгшегося в их дом».
Новая Кремниевая долина на востоке
Роб делится впечатлениями от Китая, откуда он только что вернулся.
«Двигаться нужно туда, где есть возможности. Китай и Ближний Восток просто переполнены ими. Если у вас есть хоть какой-то опыт в дизайне логотипов для компании – даже если это компания вашего дяди и работает там два человека, – то вас встретят с диким восторгом».
«Принципы дизайна, которые мы используем на западе, кажутся простыми. Но китайцы не могут просто взять их и перенять – думаю, дело в культурных отличиях и каких-то небольших деталях. Поэтому они приходят ко мне».
Хотели бы Вы вернуть эпоху Flower Power [речь о хиппи и 60-70хх годах] в старую Кремниевую долину?
«Ну, эта эпоха прошла полвека назад. Так что да и нет. Она устарела, но я помню, какое влияние эти годы оказали на меня».
Включай и настраивай
Все эти хиппи-волны сыграли ключевую роль в формировании оригинальной цветовой гаммы логотипа Apple. Роб рассказал, что его вдохновил перегруз цвета в классической обложке The Beatles – Yellow Submarine, а также эпоха поп-арта.
«В то время всё это вписывалось в моё виденье мира и то, как видел его Стив. Мы противились традиционным методам, и контркультура была всем для нас. Мы делали всё ярко и не пытались сглаживать углы. Мне нравится простой графический дизайн, потому что его могут понять во многих культурах, на многих языках. Я до сих пор придерживаюсь этих принципов и на лекциях говорю дизайнерам, чтобы они упрощали».
Щекотать творческие умы
В конце интервью Робу показывают работы, которые несколько дизайнеров подготовили к прошлогодней конференции Apple.
«Это потрясающе. Мне нравится, когда люди создают такие проекты – это означает, что я щекочу умы творческих людей. Нет ничего лучше».
Часто ли Вы видите переделки своего продукта?
«Не очень часто. Но порой я натыкаюсь на статьи, где людей просят от руки по памяти нарисовать известные логотипы. В девяти из десяти случаев это логотип Apple. Удивительно, как люди интерпретируют мой логотип».
Тайны
Ваш любимый логотип?
«Fed-Ex. Потому что там есть тайна».
«Мне вообще нравятся все логотипы, которые привлекают твоё внимание, заставляют подольше задержаться. Именно поэтому я считаю своё логотип Apple успешным».
«Я всегда думал, что яблоко – это лицо, а укус – это улыбка на этом лице. То есть это уже не просто яблоко, а настоящая личность, которая привлекает тебя».