Культура и искусство встретили “коронакризис” прекращением офлайн-деятельности. Первыми закрылись галереи и музеи в Китае, странах Юго-Восточной Азии, затем в США, континентальной Европе и на Ближнем Востоке. Говорить о средней температуре по больнице на арт-рынке сложно, так как разная эпидемиологическая ситуация наблюдается даже в отдельных регионах внутри страны. Одно можно сказать точно – онлайн стал главным трендом в 2020 году. Эксперты курса «Арт-менеджмент» онлайн-университета Skillbox рассказывают, почему не все участники арт-рынка смогли пережить первую волну локдауна, и как самым сильным из них удалось продолжить работу.
Путь в онлайн
2020 год сумел довольно быстро и без лишних прелюдий упаковать все тренды, к которым арт-рынок шел последние десять лет. Речь идет переходе в онлайн. Если год назад часть галерей с уверенностью утверждала, что их клиенты могут приобретать искусство исключительно вживую, в культуре ходили слухи о бессмысленности проведения онлайн-мероприятия, а независимые художники снисходительно смотрели в сторону онлайн-продаж, то под конец 2020 года все эти дискуссии окончательно прекратились. Все согласились с тем, что онлайн стал главной и единственной платформой, на которой искусство может выживать и монетизироваться в период пандемии.
Смелые и передовые игроки арт-рынка с первых дней закрытия дверей для посещения начали осторожно экспериментировать с форматами вовлечения гостей в онлайн. Так, крупные галереи и ярмарки современного искусства инвестировали в AR и VR комнаты для продаж. Те галереи, у которых не было “blue chip” художников, также приспособились к продажам в онлайн, например, через рассылки, которые (раньше их клиенты делали свой выбор только при личных встречах). Независимые художники и учреждения культуры идут по онлайн-пути медленнее. Поддержка от государства до сих пор минимальна для деятелей искусства, поэтому их активность в первой волне была низкой.
Если говорить о музеях, то они перенес все долгосрочные проекты на 2021 год, так как эта сфера завязана на четком планировании, логистике и дорогостоящей страховке выставок. Поэтому часть музеев сконцентрировались на создании онлайн-контента. Так, Рейсмузеум в Амстердаме благодаря своим YouTube-сериалам сумел в ноябре достичь схожих результатов по посещаемости онлайн с офлайн, а Музей Ван Гога охватил более 300 млн человек с помощью своих социальных сетей. Следующий шаг – научиться монетизировать собственный контент.
Еще одним способом выживания в 2020 стал выход культурных проектов на известные IT-площадки. Онлайн-выставки в Twitch, концерты в Minecraft и другие проекты помогли привлечь широкую аудиторию. Одна из самых громких коллабораций последних месяцев – виртуальная выставка костюмов из сериалов «Корона» и «Ход королевы» от Netflix и Бруклинского музея.
Современное искусство для всех
Переход в онлайн и смена парадигм заставили даже самых консервативных представителей арт-рынка двигаться в сторону технологий и позитивно смотреть на перемены. Также положительно выделяется социальная активность европейских галерей и музеев. Этичность, экология, поддержка меньшинств и локальных сообществ – одна из главных повесток этого года.
Можно предположить, что в следующем году ограничения на офлайн-деятельность будут по-прежнему очень сильными, поэтому онлайн-экспансия продолжится в будущем
Читайте также:
Эти очаровательные пингвины гуляют по музеям Чикаго, чтобы поддержать их в тяжелое время
12 знаменитых музеев и галерей, которые вы можете посетить из дома