Рина Шумыло о визуальном языке японской анимации

anime-cover
Поделиться:

Теперь [В Кадре] — не только кино, но и анимация. Рина Шумыло проанализировала для нас три работы японских аниматоров от признанной на фестивалях ленты до серийного аниме.

rina-shumylo

Рина Шумыло — сооснователь студии иллюстраций ILL&MATES, образовательного проекта Graphite и конкурса киноафиш Cinema Poster Awards. В портфолио ILL&MATES — работы для Esquire, «Сільпо», Y&R, THINKMcCANN, Saatchi & Saatchi, BBDO, Banda Agency, Fedoriv и др. Лектор и спикер в Graphite, Kyiv Academy of Media Arts, Projector, Свободная образовательная платформа, Connect Ukraine Fest и Pecha-Kucha.

В детстве я мечтала создавать мультики, поэтому анимация всегда была в фокусе моих интересов. Для меня анимация — плодородная почва для взращивания разнообразия визуальной эстетики и создания эмоционального резонанса в кинематографичной плоскости.  Любимые ленты: «Отець и дочь» Микаэля Дюдока, «Трио из Бельвилля» Сильвена Шоме, «Тайна Келлс» Томма Мура, «Жизнь Кабачка» Клода Барраса, «Мир будущего» Дона Херцфельдта, «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки, «Персеполис» Маржан Сатрапи и Венсана Паронно.

В этой подборке хотелось показать разнообразие визуального языка японской анимации от признанной на фестивалях ленты до серийного аниме.

Tekkonkinkreet // Железобетон

Режиссер: Майкл Ариас

Студия: Studio 4°C

Анимация снята по одноименной манги Тайё Мацумото. Лента получила серию наград и была выделена на многих фестивалях: Mainichi Film Concours, Japan Academy Prize for Animation, Berlin International Film Festival, Hong Kong International Film Festival, Anima festival и другие. Просто feast for the eyes :)

anime-tekkonkinkreet1История разворачивается в ярком, железобетонном, сюрреалистичном Городе Сокровищ. Город не просто служит сценой или фоном — это полноценный герой. Громадное внимание уделено прорисовке локаций, устройству города, его взаимоотношению с героями. Следуя за последними, мы знакомимся с причудливым фьюженом парка аттракционов, заброшенных массивов и беспорядочной наружной рекламы. Город показан не только с разных ракурсов, но и с разных углов наклона камеры, очень кинематографично.

anime-tekkonkinkreet3anime-tekkonkinkreet4anime-tekkonkinkreet5anime-tekkonkinkreet6Светлая и мягкая палитра цветов подчеркивает мир детей и отлично контрастирует с жестокостью мира взрослых. А дети — хранители города.

Отличная работа колориста Миюки Ито.

anime-tekkonkinkreet7anime-tekkonkinkreet8Интересное взаимоотношение времени года и суток с ситуацией в городе. Анимация начинается с летнего солнечного дня с голубым небом. С нарастанием напряжения и опасности погода меняется и все больше событий происходит в ночное время. Цвета блекнут, мрак поглощает Город Сокровищ.

anime-tekkonkinkreet13anime-tekkonkinkreet14anime-tekkonkinkreet15anime-tekkonkinkreet9anime-tekkonkinkreet11anime-tekkonkinkreet12Дизайн персонажей Cоджиро Нишимы заслуживает отдельного внимания. Эстетика графики далеко выходит за рамки стандартного визуального языка аниме. Вы не увидите привычных героев с большими глазами и поведенечскими штампами.  Главные герои нежные и опасные одновременно. Как кошки. Они могут быть мягкими и милыми как котята, но агрессивными, если нужно защищать свою территорию.

Белый и Черный — как инь и ян. Они — противоположности, но вместе создают гармонию. Белый нуждается в протекции Черного, а Черному нужен Белый, чтобы спасти свою человечность и не погрузиться в темную сторону своего Я.

Если характер Белого показан через его внутренний мир (стилизация под примитивный рисунок) и чудные шапки (отдельная любовь), то характер Черного — через символы: черная ворона и минотавр.

anime-tekkonkinkreet16anime-tekkonkinkreet17anime-tekkonkinkreet19anime-tekkonkinkreet20anime-tekkonkinkreet21anime-tekkonkinkreet22anime-tekkonkinkreet23Главные герои живут в городе во всех его плоскостях. Они могут перемещаться по воздуху как птицы или супергерои. И это нелинейное перемещение по городу придает динамику всей картине.

anime-tekkonkinkreet24anime-tekkonkinkreet25anime-tekkonkinkreet26Эпизоды борьбы и жестокости перемешаны с философскими высказываниями Белого и слепого старика-мудреца: «Иногда нужно обжечься, чтобы увидеть правду». Это превращает анимацию в притчу о вечной борьбе добра со злом. И неважно, внешнее это зло или твоя темная сторона.

anime-tekkonkinkreet27anime-tekkonkinkreet28

Redline // Красная черта

Режиссёр: Такэси Коикэ

Фантастическое полнометражное аниме про опасную галактическую гонку. Все же любят гонки, да?

Производство взяла на себя легендарная студия MADHOUSE. Вы точно слышали про Death Note, Perfect Blue и Paprika. Это все MADHOUSE. Премьера состоялась на The 62nd Locarno International Film Festival в 2009.

Красавчик-герой — главная причина, по которой вы должны посмотреть эту ленту… Шутка :)

redline2На производство анимации ушло 7 лет, за которые художники нарисовали более 100 000 кадров от руки. Вручную! В этом фишка.

Картинка стильная, детально проработанная. Чувствуется, с какой любовью нарисованы герои и планы. Это не стандартная штамповка, как в сериалах.

Оригинальная стилистика — сочетание ретро и панка. Образы героев яркие, даже второстепенным героям уделено достаточно внимания. Фоны продуманы до мелких деталей.

Многорукий механик главного героя в динамичном ракурсе

Многорукий механик главного героя в динамичном ракурсе

Фон в баре, где сидят гонщики, идеально прорисован и соотнесен с персонажами по цвету

Фон в баре, где сидят гонщики, идеально прорисован и соотнесен с персонажами по цвету

У секретаря самого опасного правительства Галактики есть розовый лысый кот

У секретаря самого опасного правительства Галактики есть розовый лысый кот

 

Архитектура кадра превосходная. В фильме много необычных ракурсов и динамичных композиций. Аниматоры и иллюстраторы отлично использовали синестезию, чтобы не просто передать драйв, но погрузить зрителя в самую гущу  сумасшедшей гонки и дать почувствовать адреналин. Это всё, что вам нужно знать о «скорости».

Ускорение в этих кадрах передано через ощущения водителей в кабине: их лица и конечности как бы вытягиваются

Ускорение в этих кадрах передано через ощущения водителей в кабине: их лица и конечности как бы вытягиваются

redline9

redline3

Нередко для усиления динамики авторы используют сильные искажения перспективы

Нередко для усиления динамики авторы используют сильные искажения перспективы

Bakemonogatari // Истории монстров

Режиссёр: Симбо Акиюки

Cерийная анимация снята на основе лайт-новелл Нисио Исина. Иллюстрации к ним создал художник из Тайваня под псевдонимом Vofan.

Твиттер-версия сюжета такова: главное действующее лицо — старшеклассник Коёми Арараги — помогает решать «странные» проблемы героинь. Их необычные истории показаны с помощью еще более странной (и крутой) анимации от японской студии Shaft.

Что же может быть примечательного в серийном аниме, где главные герои — школьники?

Во-первых, сама прорисовка анимации. Часто фоны и локации поданы абстрактно. Рисунок лишь намекает, где именно происходит действие. То ли это улица или комната сестер Арараги, то ли заброшенная школа.

Также в локациях часто изображены необычные и причудливые элементы. С одной стороны, фон вторичен, но с другой, он играет важную роль в создании атмосферы «странности» и ощущения сверхъестественности. Геометричные формы, плашечные заливки, отсутствие контуров, частое пренебрежение перспективой визуально выделяют эту анимацию среди других.  Bakemonogatari1Bakemonogatari2фон3Во-вторых, примечательна эклектика стиля анимации. Микс абстрактных иллюстраций, реалистичных иллюстраций, иллюстраций а-ля скетч, фотографий, плашечных заставок, типографики и символом создает визуальную надстройку смыслов и усиливает градус абсурда.

Bakemonogatari4Bakemonogatari5bakemonogatari-gifBakemonogatari6Bakemonogatari7Bakemonogatari8

Bakemonogatari9Героям уделено больше внимания. Они детальнее прорисованы, присутствует объем. Но используются необычные ракурсы и быстрая смена планов.

bakemonogatari-gif2bakemonogatari-gif3Сам рассказ динамичный. Визуальная часть подчеркивает это с разным сторон. Часто в кадре можно заметить повтор форм/предметов, что создает ритмичность в композиции. Дополнительные цветные вставки с рисунками или надписями-мыслями мелькают так быстро, что едва успеваешь прочесть текст — это еще больше подчеркивает скорость смены событий. Движения самих персонажей демонстрируют динамику через slow motion и крупный план даже тогда, когда кадр статичен.

ритм1Bakemonogatari10Bakemonogatari11Bakemonogatari12bakemonogatari-gif4Особое внимание заслуживает цветовая гамма, которая меняется в разных историях и подчеркивает характер разных героинь, создавая эмоциональную канву рассказов. Колоркодинг используется не только для контраста эмоций разных историй, но и для навигации событий, так как повествование идет не в хронологическим порядке.

Например, для героини Тсубасе характерны белый и маджента. Белый символизирует стремление девушки быть perfect person, а маджента — странность в образе тигра.

Bakemonogatari13Bakemonogatari14У Ёцуги Ононоки другая цветовая гамма — вибрирующие сочные цвета, напоминающие дизайн Карима Рашида.

Bakemonogatari15Интересно используется освещение — оно усиливает контраст и подчеркивает напряжение, остроту момента.

Bakemonogatari16Bakemonogatari17Bakemonogatari18В этой подборке всего три работы, но и по ним видно, насколько разнообразным и пластичным может быть язык аниме и сколько сильнейших решений можно пропустить, игнорируя этот жанр.

Больше из рубрики [В кадре]:

Ольга Протасова. «Колір гранату»: побачити красу в усьому

Илья Угнивенко: Как сделать статику интересной. «Патерсон» и «Цвет граната» 

Юрко Гуцуляк: «П’ять перешкод» і пошук досконалості в дизайні 

<p style="text-align: center">Нашли ошибку?  Выделите текст и нажмите <em>Ctrl+Enter</em>.</p>
Поделиться:

Теги

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Яндекс.Метрика