Креативность и стресс: как нервное напряжение вляет на творчество

download
Поделиться:

Мы все считаем, что нервное напряжение вредно, но мы редко пытаемся выяснить, что же такое стресс. Ганс Селье — венгерский врач, который сформулировал концепцию стресса в 1930-х годах, и выявил, как человек реагирует физически, мысленно и эмоционально на потребности (или стрессоры), возложенные на нас. Но даже он не смог дать определение данному явлению.

Стресс имеет реальные последствия, поэтому не важно, насколько нечетким может быть само понятие. Фактически, одной из причин быстрого распространения этого термина было то, что врачи в начале 1950-х годов рассматривали стресс как ключевую причину появления эпидемии сердечных заболеваний среди белых мужчин среднего класса. К 1970-м годам стресс как синоним напряженности и беспокойства стал недугом современного ритма жизни. И теперь мы знаем, что хроническая стадия этого заболевания может вызывать гипертонию и артериосклероз, а также повышает риск появления диабета, болезни Альцгеймера и депрессии.

Не удивительно, что у стресса плохая репутация. Творческие люди считают, что стресс сопоставим с проживанием рядом с радиоактивной свалкой и лишает вас креативности.

Это суждение вполне разумно. Поскольку бремя, будь то ментальное или физическое, отвлекает. Скорее даже — отнимает энергию, создавая ощущение всепоглощающей безысходности. Поэтому очевидно, что стрессовое состояние может стать причиной творческого кризиса.

Ущерб, который стресс наносит творческим способностям, подтвержден научно

Значительная часть существующих исследований, несмотря на то что они несколько примитивны, ориентированы в основном на традиционное деловое сообщество. Особое внимание они уделяют тому, как люди продвигаются по карьерной лестнице. Эти исследования также поддерживают широко распространенное мнение о том, что стресс разрушает творческое мышление.FullSizeRender

В одном широко известном исследовании 2002 года, Тереза Амабиле (профессор делового администрирования в Гарвардской бизнес-школе) и двое других исследователей, попросили 177 сотрудников, работающих в семи разных компаниях США, сохранять журналы записей их рабочего дня, чтобы оценить, как на них влияет спешка. Больше 9 000 записей, которые они собрали, привели исследователей к выводу, что «когда творчество находится под прицелом, обычно его убивают». В статье Harvard Business Review исследователи объяснили, что:

«Временные рамки могут заставить людей работать больше и выполнить больше работы, даже могут заставить их чувствовать себя более креативными, то на самом деле, они заставляют их думать более приземленно».

Такое открытие должно было вызвать тревогу в мире искусства, потому как укоренилось такое понятие как крайние сроки выполнения работы. Раньше, когда у успешного художника или скульптора была «свобода», он мог делать выставку каждые два или три года, у него было достаточно времени, чтобы визуализировать и творить. Как всем хорошо известно, художники зачастую прибегали к большому количеству алкоголя, чтобы справиться с напряжением.

Дедлайн — основная причина стресса

Теперь, с дедлайнами выполнения работ для круглогодичного арт-ярмарка, не говоря уже о международных галерейных выставках, известные художники испытывают своего рода давление, схожее с тем, что ощущают рабочие на конвейере. Ярмарки не закрываются из-за нехватки произведений, поэтому определенное количество картин все же пишут. Но исследование Терезы Амабиле и ее команды поднимает вопрос о том, влияет ли стресс постоянных сроков на общее качество произведений искусства. 

Конечно, дедлайн является лишь одним из многих возможных источников тревоги. Другим типичным источником стресса является смещение ролей, которые сегодня возложили на себя художники, например факт, что они носят много шляп и часто работают во всех мыслимых средах. Таким образом, это только умножает задачи, которые необходимо выполнить, не говоря уже о проблемах, характерных для них.

Как же справиться со стрессом?

stress_migraine_by_shawncoss-d6pdr88

Однажды я посетил художника Джей-Джей Пита в то время, когда он использовал складское помещение в качестве своей студии. У него было несколько небольших комнат и кладовок, каждая из которых была посвящена одному типу проекта: видео, живописи, фотографии или скульптуре. Каждый из них был оснащен кухонным таймером, чтобы Пит мог работать с предустановленными интервалами (скажем, 12 минут) на одном проекте, прежде чем переходить к следующему. Его стратегия подтверждена наукой. Несколько исследований показали, что переход между задачами с определенными интервалами более эффективен для творческого процесса, чем когда люди переключаются между задачами по собственной инициативе.

Но если таймеры мешают вам, и смена локации каждую четверть часа отвлекает, то метод Пита вам не подойдет. Задача заключается в определении того, что вызовет наибольшее напряжение. Происхождение стресса, как известно, трудно определить. Причиной может стать надвигающийся срок, который давит на вас, что-то, что вы съели, какие-то другие глобальные проблемы, или же комбинация всех этих проблем. Но если мы рассматриваем влияние стресса на творчество, как мы определим, на какие факторы следует обратить внимание, и как мы определим их последствия?

Одно из недавних и самых инновационных исследований упускает вопрос того, что вызывает стресс, рассматривая эффективность выздоровления и выхода их этого состояния.

В исследовании приняли участие 62 предпринимателя, исследовательская группа, возглавляемая Евой Вайнбергер, а также кафедра менеджмента и инноваций факультета бизнес-управления и экономики Дрезденского технического университета. Объединив записи журналов, опросы и данные, полученные с помощью устройств для контроля сна, ученные пришли к довольно противоречивым выводам.

С одной стороны, более качественный сон наблюдался в соотношении с высоким уровнем ежедневного творчества, и стресс был чем-то, от чего нам нужно прийти в себя. С другой стороны, мысли о рабочих проблемах в нерабочее время также привели к повышению уровня ежедневного творчества.

Итак, нужно ли нам снимать стресс, чтобы делать нашу работу успешнее, или для этого нужно находиться в стрессовом состоянии большую часть времени? Ответ, я думаю, заключается в том, что нам нужно лучше разобраться в природе самого стресса.

Что такое стресс

mindfulness_pic01

Как показывает исследование Евы Вайнбергер, все стрессы наносят ущерб, требующий восстановления, и этот факт помогает выяснять, что именно происходит, когда мы ощущаем последствия. Вкратце, стресс способен вызвать привыкание. Самым ярким примером этого являются физические нагрузки. Например, во время умеренной пробежки, вы даете нагрузку на ваш организм (он испытывает окислительный стресс, и наблюдаются изменения метаболических процессов), кроме других реакций ваши клетки производят больше митохондрий. Как результат — происходит повышение выносливости. Вы должны избегать проблем в нерабочее время или работать в определенные промежутки времени над одним проектом, как Пит. Таким образом, вы вызовете стресс, который заставит вас либо адаптироваться положительно и придумывать креативные решения, либо адаптироваться негативно, медлить, принимать транквилизаторы, или же просто сдаться.

Дело в том, что понимание стресса позволяет перестать рассматривать его как негативное явление. Стресс зависит от контекста, ведь и уродство – вещь субъективная.

Это довольно недавние наблюдения. Профессор Э. Пол Торранс из Университета штата Джорджии, занимался исследованиями в сфере творчества, именно на его научные работы ссылается Марк А. Рунко. Он говорит о том, что когда ученые начали изучать стресс, «они сопоставили вместе шкалы изменений, происходящих в жизни, и рассматривали негативные события, последствиями которых является наивысший уровень стресса. В частности: потерю супруга/супруги или члена семьи, разводы и изменения уровня дохода.» 

Однако их самое интересное открытие состояло в том, что некоторые из самых напряженных моментов люди испытывают во время счастливых событий, таких как брак, отпуск или повышение. Они довольно быстро поняли, что люди реагируют на случившееся по-разному. Другими словами, стресс не исходит из окружающей среды. Данное суждение совпадает с результатами исследования Евы Вайнбергер, которое, как писали авторы — «вносит ясность в неоднозначные выводы в исследовании организационного поведения о воздействии психологической отстраненности (или «отключения») от работы, подчеркивая преимущества эмоционально-нейтрального взаимодействия человека с проблемами связанными с работой».

LanacScatterbrained-1024x768

Если вы из тех, кто может думать о трудностях работы в нерабочее время, пребывая в эмоционально-нейтральном состоянии, и при этом можете спокойно спать, вы получаете достаточное количество стресса и стимула, чтобы приспособиться к стрессу и придумать возможные решения. Если нет, и вы чувствуете чрезмерное беспокойство, страдаете бессонницей, то на следующий день вы будете чувствовать меньше стимула для выполнения работы.

По словам Рунко, «некоторые люди не могут быть креативными в конкурентной ситуации, потому, что они думают о победе или о том, что делают другие люди. Их мысли сосредоточены на внешних факторах, поэтому они не могут освободить разум и углубится в творчество. Других же людей конкуренция мотивирует — только ощущая конкуренцию они готовы вкладываться в новые идеи, оригинальность и изучать новые возможности». Хитрость в том, что зная влияние стрессовых факторов и умея их контролировать, вы можете использовать стресс во время создания очередного шедевра.

«Безусловно, важен порог уровня стресса», — сказал Рунко. «У каждого человека есть свой оптимальный уровень стресса, я полагаю, что чрезвычайно высокий уровень стресса может подорвать творческий настрой любого. Для некоторых людей он может быть очень низким, и когда они ощущают нехватку стресса, у них пропадает творческий запал. В то время как у других очень высокий уровень, например у тех, кому необходима конкуренция, или у людей, которые скованны потребностью в одобрении».

Независимо от того, какой уровень стресса оптимален для вас, вам нужно научиться его контролировать. Физические нагрузки и медитация — это проверенные временем методы управления стрессом. Таким образом, это неприятное препятствие на пути к созданию вашей лучшей работы может превратиться в прекрасное вдохновение, если вы овладеете искусством контроля.

Источник: Artsy

Перевод: Кубрак Ирина

Читайте также:

Как говорить о своих работах: 6 советов для художников

Анри Матисс: как стать мастером своего дела

Увидеть или прочитать? Ключ к креативности

<p style="text-align: center">Нашли ошибку?  Выделите текст и нажмите <em>Ctrl+Enter</em>.</p>
Поделиться:

Теги

Об авторе: Ольга

Ольга

Главред @ Say-Hi.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Яндекс.Метрика