Жертвы эрудиции: Сальвадор Дали.

Новости 1 025 просмотров 0 0
Jertvu-Erudicii

Jertvu-Erudicii«Жертвы эрудиции» — еженедельная рубрика об истинной природе всего сущего. Немного логики и вполне достоверной информации с вкраплением психологии и философии. Статья-конспект, прочитав которую каждый сможет сказать: теперь я это знаю!

Герой недели – Сальвадор Дали.ДАли

Признаться честно, нас больше будет интересовать не столько сам Сальвадор Дали, сколько справедливость отнесения этого арт-идола к числу особ, объявленных гениальными. Тем не менее, центральная фигура опуса именно он.

Существует понятие «энциклопедист», которое словесно унифицирует сущность деятельности ученого, исследователя. Так и просится оно на язык, когда говорят о Дали, но, на мой взгляд, для классификации деятельности этого человека подойдет пространное, но точное – художник, специалист широкого профиля. Изобразительное искусство, фотография, кино, мода, литература, дизайн, парфюмерия – вот перечень сфер человеческой жизни, где Сальвадор Дали оставил след, достойный всеобщего внимания.

Если выражаться не глянцево, можно без зазрения совести назвать Дали местным сумасшедшим(правда, под местностью мы будем подразумевать «мир, век 20»). Человек вполне успешно мог писать адекватные картины(вроде тех, что были созданы им в ранний периоде творчества), создавать рассудочное искусство, но нет…

галлюцинирующий тор

Прежде, чем подойти вплотную к скафандру Дали( авторский термин) и попытаться определить, кто внутри — гений или сумасшедший, решим важный вопрос – вопрос гениальности. Каноническим понятием о гении является толкование его как сверхталант, сверходаренность. Вроде не поспоришь, хотя, в таком случае, что считается талантом, одаренностью в пределах нормы и что считается выходом за ее пределы?

Штудирование словарей и интернет-источников в поиске ответа на вопрос помогло – удалось сформулировать относительно верный взгляд на явление гениальности. Его можно облачить в тезисы и считать точкой отсчета для дальшейших рассуждений.

фотограф Халсман,сюрреализ без фотошопа

Итак…

1. Гениальность – это функционирование человеческого мозга в необычном( чаще ненормальном) режиме

2. Гениальность невозможно спутать с одаренностью, талантом. Гении своей деятельностью, открытиями рождают новое время, новый виток в развитии человечества в целом.

3. Гениальность непостижима по своей природе, потому как ее наличие не мотивированно ни социумом, ни наследственностью, ни какими-либо другими факторами «из вне»

(Не путать наличие и проявление гениальности. Многие гении по причинам «из вне» не раскрылись или не дораскрылись ввиду сложившихся обстоятельств).

4. Гениальность независима. Она не находится ни внутри, ни на пересечении систем положительного и отрицательного. Гениальность – это собственная система ( кстати, именно поэтому существует такое понятие как «злой гений»), функционирующая по собственным законам.

Гала и Дали

После небольшого «аперитива» в виде емких умозаключений перейдем к «основному блюду» — к Сальвадору Дали.

У каждого своя история знакомства с ним и его вкладом в мировое культурное наследие и собственное к нему отношение.

Но попробуйте отыскать хотя бы пару источников информации, где бы его не называли гением. После более-менее подробного ознакомления с его биографией и тем, за что он при жизни был объявлен великим, я наотрез отказалась слепо верить в его гениальность. Я не могу поставить Сальвадора Дали в один ряд с признанными гениями Гауди, Тесла, Энштейном. Видимо, ему надлежит занимать особенную нишу.

 Он с детства был убежден в том, что родился гением

Начнем с того, что вся его жизнь пронизана целым комплексом фобий, странных наклонностей. Он с детства был убежден в том, что родился гением , и воспринимал преклонение перед своей персоной как должное. Кроме того, родители водили его на могилу Сальвадора Дали ( могила брата, умершего во младенчестве), да и в целом, стараясь воспитать детей(у нашего героя была сестра) как подобает, явно перегибали палку. Эпатажить Дали начал в детстве. Часто его странное поведение было защитной реакций на шутки и розыгрыши сверстников. Но эпатировал он легко, умеючи.Гала и Дали 2

Он выстраивал жизнь вокруг себя, заставлял все вращаться вокруг своей личности. Из школы искусств его многократно выгоняли, но принимали назад – уж очень талантлив был юноша. Питаемый интересом и даже одобрением из вне, он заботливо взращивал эксцентрику внутри себя. Переломным моментом его жизни я считаю появление Галы, будущей супруги и вечной музы арт- идола. Она не изменила вектор движения Сальвадора Дали, но заставила двигаться быстрее и яростнее, а мир вращаться подобострастнее.

 4.1.1

В какой-то момент меня осенило: гений. Гений, который создали (или разбудили) «мир, 20 век» и Гала. Только гений его созидал не странные инсталляции и немыслимые предметы обихода, он создавал новую культуру, новое понимание реальности и мира, новый тип мышления. На мой взгляд, Сальвадор Дали — это первый гений пиара. Меня нисколько не удивляет, что он был самым богатым художником 20 века. Этот человек делал очень хорошие деньги на своей странности. Не нужно далеко ходить: Данила Поляков, Андрей Бартенев, Леди Гага. Это не люди, это – продаваемые бренды. Дали был брендом-монополистом. И только потому абсурд, выходивший из под его пера, руки, ноги зовется шедевром ( ради интереса взгляните на инсталляцию «Дождливое такси», телефон- омар, пиджак-афродизиак). Среди его работ масса того, что по-настоящему красиво и глубоко: «Королевское сердце», «Постоянство памяти»( и украшение, и картина), «Атомная Леда», шляпа-обувь ( прародительница шляпы-таблетки) и т.д. Но имела бы эта красота бешенную популярность, не будь она щедро приправлена параноидальными выходками творца и искуссно созданным несмолкающим шумом вокруг его имени. Что и говорить, популярны были даже его усы(сам Дали называл их «антеннами для восприятия искусства»).

пиджак-афродизиак

Попавшее в благодатную почву семя гения Дали почти 100 лет назад, с огромным успехом плодоносит и сейчас. Мы любим абсурд, нам нравятся шуты. Мы очарованы тем, чего не понимаем. Никто из нас не поймет того, что говорил Дали. Его жизнь и созидание просто не рассчитаны на понимание.

На фронтоне театра-музея Сальвадора Дали стоит человек в скафандре. Объясняется его наличие тем, что каждый входящий в это здание должен погрузиться в свой скафандр и осмыслять увиденное по-своему. Тот, кто говорит, что понимает Дали – лжет.

входная-группа-театр-музей-Дали

Нельзя понять, что хочет сказать человек, который произнеся слово, еще не придумал, чем закончится фраза.

В этой статье нет ответа на поставленный вопрос, это статья-обещание: обещаю, вы много раз усомнитесь в гениальности Дали и еще больше убедитесь в ней.

Если вам интересно продолжение рубрики, ставьте лайки и пишите в комметраиях.

Автор Статьи: Надежда Гашенко

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments

Теги

Об авторе: Юра Фреш

Юра Фреш

Привет, меня зовут Юра. Я профессионально занимаюсь видео продакшном. Давайте дружить: http://vk.com/yura.fresh https://www.facebook.com/yura.fresh

Мы Вконтакте

Яндекс.Метрика