Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд — это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться — то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов — это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие — это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая — м3, большая — б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

трезвучия

трезвучия, ноты

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) — терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) — кварта+терция

обращение

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

септаккорды

септаккорды, ноты

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) — трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) — терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) — секунда+трезвучие

обращения

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд — малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

D7

Уменьшенный септаккорд — малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Um7

Септаккорд II ступени - малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

II7

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре — мажорное трезвучие, в миноре — минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный — I и IV ступени
  • Малый мажорный — V ступень
  • Малый минорный — II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный —  VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный — VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный — IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный — VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Dur

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

трезвучия до мажор

Септаккорды:

септаккорды до мажор

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия — III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные — I, IV, V ступени
  • Уменьшенные —  II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные — III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный — III и VI ступени
  • Малый мажорный —  VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный — I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный — II ступень
  • Уменьшенный — VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный — I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный — III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

moll

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

трезвучия минор

Септаккорды:

moll7

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование — это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню «В лесу родилась елочка». Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

елка исходник

Воспользуемся первым способом — перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать — это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто — мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность — Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

елка фа мажор

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми — ми диез, фа — фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

елка ля бемоль мажор

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли — бекарами, а дубль-бемоли — бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы — бекарами, бекары — бемолями, бемоли — дубль-бемолями.

Принцип прост — повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ — замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

бас альт

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Читайте также: Теория музыки: звук и нотное письмо

Читайте также: Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments

Теги

Об авторе: Ольга

Ольга

Главред @ Say-Hi.

Мы Вконтакте

Яндекс.Метрика