Как зарождалась современная каллиграфия

Как зарождалась современная каллиграфия

Искусство каллиграфии не такое популярное и распространённое, как, скажем, занятие музыкой или живописью. Всегда, когда бы вы не начинали изучать историю данного творчества, вы найдете упоминание о том, что это очень старое искусство, и им всегда владели очень немногие. Она стоит на границе между искусством живописи и литературы, тем самым образуя совершенно необычную для обычного мира квинтэссенцию.

Живопись и литература слились воедино, и стало важно не только содержание написанного, но и эстетическая красота формы подачи. И в этом вся «чудинка» каллиграфии.

Мало какой живописец опустится до того, чтобы в картинах выписывать какие-то тексты, также как и писателю будет решительно все равно, каким шрифтом написан его текст. Однако, во все времена находились ценители этого немного странного искусства, как некоторые могут посчитать (кому в голову может прийти сидеть часами за буковками и словами). И именно эти люди двигали «телегу» с гордым именем каллиграфия в одном направлении с историей письма и всемирной историей в целом.

Зарождения этого вида искусства в разных частях нашего мира произошли в разное время. Как это не удивительно, но в Европа овладела каллиграфией немного раньше своей знаменитой азиатской сестры. Римская империя в то время как раз цвела и развивалась, происходили новые открытия, изобретения и, конечно же, культуре уделялось немало внимания.

Поначалу каллиграфия «состояла» только из классических латинских символов, ее использовали для того, чтобы переписывать святое письмо, оформлять библии.

calig1

Далее, как уже упоминалось ранее, развитие письменности, религии и культуры в целом подтолкнули каллиграфию вперед. Ею стали пользоваться и в официальных документах не священного характера.
Одной же из самых интересных сторон данного искусства является азиатская каллиграфия. В этих странах используются идеографические виды письменности (письменность выраженная не буквами, а знаками). В эту группу входят Китай, Корея и Япония в первую очередь.

Здесь знаки, которые были созданы сотни лет тому назад, находятся до сих пор в обиходе, и сама культура каллиграфии возведена в ранг «национальной достопримечательности». С давних лет люди уделяли внимание этому искусству, долгие годы постигали нюансы и грани творчества, посвящали жизнь письму. В Китае, например, этот утонченный вид искусства был первым представителем в своем роде. Его для дальнейшего сохранения традиций и техник теоретизировали и возвели, можно сказать, в науку.

Еще одним подтверждением того, что для азиатских стран каллиграфия — одна из основных веток культуры, является подход к занятию этим делом. Если другие страны использовали в основном перья (и очень редко альтернативные предметы для письма), то здесь использовалась тушь и кисти, что усложняло процесс и не давало права на ошибку.

calig2

Четкие красивые линии требовали сосредоточенности и точности охотника, и грациозности жертвы.

Позднее, используя эти приемы, жители стран востока начали создавать более художественные произведения. Рисунки природы тушью не менее прекрасны, нежели письмо.

Не менее интересной и витиеватой можно считать и арабскую вязь — еще один яркий представитель каллиграфии.

Так как исламская культура достаточно специфична, можно предположить, что и отношение к каллиграфии, и техники кардинально отличаются от описанных выше.

Вязь сама по себе возникла для того, чтоб было удобно и возможно переписывать Коран. Поэтому отношения мусульман к их письму серьезное. По их мнению слова, что «были» когда-то Кораном, имеют мистическую силу.

Если японцы/китайцы/корейцы использовали свое письмо, как выражение эмоций, то арабы придавали всем написанным словам значение и цель.

calig3

В технике также наблюдались различия:

Азиатская каллиграфия, хоть и была точной и, по мнению многих, совершенной, она все же несла в себе легкость. Только легкими мазками, немного размашистыми и небрежными можно было создать красивый и интересный знак.

Арабская каллиграфия была как выверенная научная формула. Все слова поддавались правилам, а строки четкому порядку.

calig4

Педантичность и правильность отличали (как в общем и сейчас отличают) мусульман от других народов.

Помимо известных и «раскрученных» видов каллиграфии существует еще не один десяток разных видов данного искусства: индийская, армянская, еврейская, непальская, каллиграфия племени Майя и еще очень и очень много различных вариаций. Про каждую из них можно написать отдельные трактаты, все они по-своему интересны и уникальны.

calig5

Современная каллиграфия (по мнению автора статьи) утратила львиную долю своей уникальности и эксклюзивности.

Сейчас в современных словарях слово «каллиграфия» обозначает лишь красивое оформление знаков и слов, придание почерку эмоций.

Каллиграфия как самостоятельный вид искусства немного отошла в сторону (я имею ввиду европейские страны, в восточных она прочно вошла в список национальных достояний). Теперь яркими проявлениями каллиграфии является появление интересных витиеватых текстов в других областях культуры — живописи, моды, архитектуры и дизайна.

Ее часто можно заметить в книгопечати, в дизайне интерьеров и одежды, в уличной культуре. Элементы же «старого» письма с уважением используются в разных сферах культуры от живописи до татуировок.

При том, что одна из древнейших ветвей культуры ассимилировалась со временем и средой ее обитания, она не умерла, она преобразилась и дальше следует за временем и культурой.

Автор: Ольга Кудрявцева

Главное фото взято с сайта Depositphotos

Читайте также:

#Личности: Вика и Вита Лопухины

3 необычных стиля леттеринга в каллиграфии

Как с помощью женского тела пробудить любовь к каллиграфии

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments

Теги

Об авторе: Ольга

Ольга

Главред @ Say-Hi.

Мы Вконтакте

Яндекс.Метрика