5 мифов о правиле третей

правило третей

Ну что бывает лучше теории? Конечно, практические советы от людей, которые работали над тем, что советуют. Поэтому хочу обсудить классическое правило третей, которое просто обязательно соблюдать. В теории, естественно. И ссылаться я буду на гавайского фотографа, автора статей и основателя фотостудии IPOX. Прочтите его цитату и поймете, о чем мы тут будем говорить.

«Я, Тэвис Лиф Гловер, простой фотограф, такой же, как и вы, и моя задача — творить произведения искусства, которые я мог бы показать миру. Но в начале моего пути мне что-то очень мешало — как оказалось, это было правило третей.»

Нам со старта нашего творческого пути внушают идею о правиле третей, и когда наше понимание композиции созревает, мы не можем от этой идеи избавиться. Предполагаю, что если все мы сможем отказаться от правила третей, то будущее искусства изменится.

Без композиции искусство не будет развиваться. Но постоянно пользуясь правилом третей, вы загоняете себя в тупик непосредственности. Звучит резко, но это правда. Главное, что я хочу до вас донести — это то, что правило третей — не правило, а основа, на которой мы строим свое творчество.

Миф первый. Приятное глазу изображение

Согласно правилу третей, мы размещаем объекты в сильных точках, дабы увеличить выразительность снимка, сделать акцент, подтекст и вообще создать приятное глазу изображение. Что для вас означает последняя фраза? Поверьте, «приятность» не имеет точек соприкосновения с размещением объектов на пересечении линий. Приятна глазу именно такая композиция, что с чувством и точно, без отвлекающих деталей и неразберихи, воспринимается зрителем. Чтобы этого достичь, нужно понять некоторые моменты. Для начала, стоит разобраться, как наш мозг принимает зрительные стимулы. Нам в помощь понятия из гештальтпсхологии. Смотрим фотографии и подписи под ними.

10myths_03

«Закон продолжения», который позволяет создавать изогнутые арабески с помощью множества предметов.

10myths_04

«Наибольшая область контраста», которая помогает направить взгляд зрителя к главному персонажу.

10myths_02

«Взаимодействие фигуры и фона», которая дает возможность четко разделить персонажа фотографии и задний фон.

Миф второй. Правило от профессионалов

Не надо думать, что профи строят свои произведения на правиле третей. Возьмем, к примеру, известного мастера, вдохновляющего фотографа нашего времени, Энни Лейбовиц и ее фотоработу.

10myths_05

Наложим на нее сетку правила третей.

10myths_06

Что мы видим? Правилу третей соответствует только каминная полка. Согласитесь, Энни удалось создать замечательную композицию, разместив моделей «не по правилам». Некоторые модели размещены действительно по сетке, ну а их руки, взгляды, позы — не по вертикальным и горизонтальным линиям, а по динамической симметрии или решетчатой системе. Иными словами, на фото ниже динамический прямоугольник √4 с основными горизонтальными и вертикальными сечениями.

10myths_07

Следующее фото демонстрирует динамический прямоугольник √4, разделенный на четыре малых прямоугольника.

10myths_08

Фото ниже — это прямоугольник 1 : 1,5 и его основные сечения. Это означает, что в прямоугольнике √4 можно поместить три прямоугольника 1 : 1,5

10myths_09

И напоследок, пример полной сетки решетчатой системы.

10myths_10

Вообще, термином «динамическая симметрия» названа закономерность природного формообразования. Решетчатая система дает возможность нам сформировать композиции, она оперирует не только горизонтальными и вертикальными направлениями, но и диагональными тоже. Это создает особый ритм и единство не только в изображении, но и в скульптуре, архитектуре. Как на известной греческой скульптуре «Лаокоон и его сыновья».

10myths_11 (1)

Миф третий. Благодаря правилу третей, взгляд природно движется по фотографии

Это высказывание далеко от святой правды. Если мы выстроим объекты по сильным точкам правила и не рассмотрим, как изображение будет выглядеть в целом, это не создаст движения в композиции. Разве что случайно.

10myths_12

Вернемся к гештальтпсихологии. «Закон продолжения» — именно то, что нам нужно для создания легко скольжение взгляда по фото. Его инструмент — вышеупомянутая «арабеска».

10myths_13

Это кривая линия, которую включают в изображение для создания легкого и эстетичного течения. Вам в доказательство картина Винсента Ван Гога.

10myths_14

Еще один отличный инструмент для создания движения — это «совпадение», который объединяет грани и многочисленные детали на снимке. Это помогает создать движение вверх-вниз, из стороны в сторону. Направляющие линии мозг дорисовывает сам, если их прорисовать вовсе не непрерывные (смотрите картину Караваджо ниже).

10myths_15

Миф четвертый. Объект — прочь из центра

Такая суть правила третей, но кто решил, что объект в центре — это не эстетично?

10myths_18

«Закон симметрии» гласит, что наш мозг ищет баланс в зрительных стимулах. То есть, если по правилу третей мы смещаем объект с центра, нужно его чем-то сбалансировать. Фото ниже демонстрирует это: «Отсутствует объект для балансирования или интересный объект»

10myths_20

Правило пятое. Точки силы притягивают взгляд

Знаете, ну это слишком банально! Контролировать взгляд зрителя — это не легко, уж тем более нельзя этого добиться, размещая все по линиям. Если сделать персонажа «наибольшей областью контраста», то смотреть мы будем именно на него, где бы он не был размещен. Как на фото: наибольшая область контраста — девушка, а объект равновесия — корни деревьев.

10myths_34

Еще один момент. «Мерцающий край» — это элемент, который оттягивает на себя взгляд. Их нужно убирать с фото. Посмотрите картину Джеймса Уистлера: «с мерцающим краем и без него»:

10myths_35 (1)

Напоследок, хочу сказать: убирайте правило третей из своей логики при взгляде на вещи, на мир. Оно — как стереотип, стандарт. Забудьте о нем, и тогда все получится!

Превью: Depositphotos

Читайте также:

15 практичных советов фотографам от профессионалов

Фотография: как рассчитать глубину резкости

Фотография: как правильно выбрать выдержку

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments

Теги

Мы Вконтакте

Яндекс.Метрика