Основы кинопроизводства: сведение звука

24 кадра 2 226 просмотров 0 0
Основы кинопроизводства: сведение звука

Попробуйте посмотреть кино без звука – сможете ли вы оценить всю глубину повествования и атмосферу без музыки, диалогов и сторонних шумов? Вряд ли.

Сможете ли вы сопереживать персонажу, не зная его внутренних переживаний и условий, в которых он оказался? Я могу сказать, что сможете, но для этого вам нужно найти по-настоящему талантливого актёра и режиссёра – один сможет одной мимикой передать весь диапазон эмоций, второй же сможет удержать внимание зрителей на первом.

Однако, если же актёры в кино не играют «шекспировские переживания», а режиссёр уже давно набил руку на определенного рода проектах (что в Голливуде достаточно частая штука – Майкл Бей ассоциируется с взрывами и экшн фильмами, Братья…. простите, Сестры Вачовски – это всегда стилистически выверенная, но не очень складная история со своей не очень складной философией, а Ролланд Эммерих опять разрушит всю планету на кусочки), то без шумов, диалогов и музыки зритель просто заскучает.

Как вы уже догадались, сегодня я хочу поразмышлять на тему звука и звукорежиссуры, которые являются неотъемлемыми составляющими пост продакшна.

Начнём сначала.

sounddirector

Звукорежиссеры появляются в процессе производства фильма ещё на этапе съёмки фильма – они записывают некоторые шумы и диалоги. Они же являются самыми частыми незапланированными «гостями» кадра. Самое большое количество случайных попаданий в кадр именно на их счету – всевозможные проводки, что просвечиваются или попросту торчат в кадре, удочка, что иногда попадает в кадр сверху над актёром в кадре.

Некоторые режиссёры не сильно любят, чтобы эти золотые люди были на площадке. Ведь можно потом все перезаписать — зачем же тратить ресурс и время на звуковые дубли и настройку аппаратуры для того, чтобы записать диалоги. А уж забавное действие звукорежа под названием «заткнитесь все – я записываю интершум» вообще часто игнорируется. Прошу учесть, что люди имеющие опыт в производстве фильмов или любых других аудиовизуальных продуктов не столь категоричны. И если в этой статье для вас будет все само собой разумеющееся, то рада вам сообщить – вы понимаете гораздо больше, чем некоторые режиссёры некоторых учебных заведений, с которыми мне доводилось общаться и работать.

sound-effects

Так вот, основная же работа звукорежиссера ждёт его именно в монтажно-тонировочном периоде – сведение звука, перезапись некоторых реплик и шумов, сведение музыки и множество всяких разных экспериментов и приёмов, что делают картину более выразительной.

Хочется отметить, что в этой работе существуют некоторые этапы, так сказать. Но в данном случае последовательность не столь важна, как, например, точность попадания в артикуляцию или же знание, что может создать подобный необходимому звук.

Речь и диалоги.

Начнём, пожалуй, co сведения речи и диалогов. Здесь очень полезной вещью будет тот самый процесс записи на петлички и удочку – вам не обязательно будет тратить ваше драгоценное время на перезапись и на переозвучивание всего вашего фильма. В современном сериальном производстве – такое понятие как перезапись речи встречается все реже и реже. Зачем платить больше, если можно все записать сразу и с нужными интонациями. Да и попадать в артикуляцию легче – не нужно точное совпадение темпа речи и темпа изображения.

sound zvuk

Сам процесс обработки звука выглядит достаточно традиционно – программа, в которой выведены звуковые дорожки. Под каждый тип (звук, речь, музыка, эффект) выделяются свои дорожки. Все, кто так или иначе работали с программами для монтажа, например, не потеряются в интерфейсе программ для обработки и сведения звука – они внешне похожи. Разнятся лишь принципы и техники самого процесса.

Если же говорить о процессе перезаписи на стадии постпродакшна, нас интересует так называемый процесс ADR или Automated dialogue replacement. Это процесс перезаписи речи актёров.

Этот процесс, помимо чисто технической необходимости, часто осуществляют для того, например, чтобы оживить игру актёров, что в свое время недостаточно вложились в роль. Хотя, согласитесь, довольно странно смотреть на мало эмоциональное лицо человека и слышать более или менее интересную речь. Или же подменить слова. Есть случаи, когда сказанный на площадке во время дубля текст, включал в себя матерные выражения, а потом, для понижения рейтинга фильма, в переозвучке превращался в более сдержанные идиомы.

В основном же, переозвучка происходит по причине того, что черновой звук не подходит – ему просто не хватает качества, а звукорежиссер не смог провести звуковой дубль для разрешения данной проблемы.

Шумы и звуковые эффекты.

Идём дальше. Звуковые эффекты и шумы редко пишутся прямо на площадке – не всегда потом можно выделить, что эффект, а что речь. А если вы будете успешны и сможете найти, куда продать свою работу за границу, ваш фильм постигнет такая штука как дубляж, и звуки могут потеряться вообще.

sound2

Поэтому звуки и шумы лучше записывать отдельно и оставлять их на отдельной дорожке. Если у вас в закромах не завалялся номер хорошего шумовика со своей студией и оборудованием, то не беда – существует огромное количество уже записанных звуков в электронных библиотеках. Причём в не одном десятке вариантов – вспомните хотя бы легендарный «крик Вильгельма» — их шесть штук только оригинальных, а уж подобных вообще десятки. Пожалуй, сейчас сложно найти звук, который бы до этого уже не был записан и выложен в сеть – от простого открытия двери, до сложных звуков трансформирующихся роботов.

Кстати о роботах. Занимательный факт: для создания звука трансформации каждого из роботов в фильме «Трансформеры» уходили недели, а дорожек с отдельными составными частями этого процесс в результате насчитывалось более 120 для каждого. Это небольшое вкрапление статистики даёт понять, насколько кропотлива работа «звукачей». Каждый шорох и писк нужно учесть. На западе (а как мы знаем то, что есть на западе, всегда становится популярным и у нас) есть такой термин как «фоли» (foley) названный в честь Джека Фоли, который по сути означает процесс живой записи звуков.

Поясню, шумовик смотрит сцену и прямо сразу же синхронно воспроизводит все звуки. Вы скажете, что такое существовало и у нас – и будете правы. Советские киношники многое пробовали и использовали, но с появлением цифровых технологий этого многое стало лишь пережитком прошлого – гораздо легче найти все в сети. И при этом я не утверждаю, что шумовики вымерли или забросили свое дело. Просто их популярность затмили высокие технологии, только и всего.

Возвращаясь к нашим баранам, шумовики, что записывают звуки подобным образом, во время сцены полностью повторяют действия актёров, если это возможно (походка человека, разные физические действия) или же имитируют звуки самыми неожиданными предметами. Если, например, насыпать муки в платок и начать её мять – у вас получается хруст снега; хотите записать звук удара кулака об лицо – к вашим услугам сырая свинина. Хотите сымитировать (не при детях будет сказано) бурное соитие – побейте запястьем по запястью, и все в таком же духе.

sound4

Музыка.

Музыка является одним из главных способов воздействия на органы восприятия человека. Она создаёт атмосферу, влияет на восприятия героя зрителем, и в некотором роде определяет жанр фильма. Предположим, что вы слышите композиции Ханса Циммера из саундтрека «Интерстеллар», и при этом понятия не имеете, о чем может быть фильм – в голове от этой музыки возникает картинка космо-оперы. Или же музыка Джона Уильямса из «Индианы Джонс» — приключенческий фильм.

skywalker_sound_02-5b95d4c693b8

Не все мы так богаты и удачливы, чтобы найти именитого композитора, который может вытянуть фильм. При употреблении слова «вытянуть», я имею в виду утверждение: «первое что вы вспоминаете при упоминании названии фильма – это его музыка», а не «фильм настолько плох, что только слушать музыку из него и можно». При упоминании фильма «Омерзительная восьмерка» Тарантино я, например, первым делом вспомню увертюру Морриконе, а уж потом сюжет, картинку и диалоги.

И здесь возникает вопрос – где же её то взять, эту музыку? Ответов тут несколько.

Вариант 1. Написать самому – в нашем современном мире компьютеров существуют FruityLoops, MixCraft, Acid Music Studio например – программы, что из семплов могут создать необходимую музыку. И тут уж на что вы будете способны, и как она будет звучать, влияете только вы.

zvuk

Вариант 2. Не умеете писать – существуют другие люди, что могут. Они не популярны и ещё не раскручены, но готовы работать и придумывать что-то новое.

Многие сайты позволяют всем желающим композиторам выкладывать свои работы, а соискателям данных работ для своих фильмов – покупать конкретные композиции или же находить нужных людей для выполнения заказа за небольшие деньги.

Вариант 3. Электронные библиотеки музыки и звуков. Принцип этих библиотек простой – в ней есть определённый набор музыки, которую можно найти, используя теги и ключевые слова. Вы выбираете нужную и просто покупаете лицензию на её использование – на год или 5 лет или как условия будут позволять. Есть библиотеки, которые продают сразу по 100 песен на 5 лет целыми пакетами.

Вариант 4. Есть режиссёры, которые строят все свое музыкальное оформление на современной популярной музыке, но тогда стоит учесть такой немаловажный нюанс как авторское право (распространяются на всю жизнь автора + 70 лет после его смерти). И это один из самых затратных вариантов.

По итогу, вариантов много и отчаиваться не стоит – очень часто талантливые, но ещё не очень успешные композиторы при интересной идее и большом полигоне для своей фантазии готовы сами вас найти и помочь. Нужно лишь открыть глаза и не проглядеть их.

Кстати, давно хотелось внести некоторую ясность в понятие саундтрека — есть original soundtrack  (то есть всем известная аббревиатура OST). В большинстве фильмов, это квинтэссенция сочиненной музыки для фильма (написанных специально для этого фильма) и иногда с вкраплениями существующих композиций. И так называемый «score» — оригинальная инструментальная музыка, что звучит в фильме (иногда даже с частями диалогов). То есть композиции Ханса Циммера для фильмов типа «Начало» — это score, а песни из «Стражей галактики» — это OST.

Подытожить хочется таким тезисом – иногда, звук может быть гораздо сильнее картинки, и в данном случае главное найти баланс, ведь сильная музыка может ухудшить мнение о не самом сильном по картинке фильме, когда казалось бы должна преподнести творение под более выигрышным соусом.

Творите с умом и всего хорошего!

Читать также:

20 полезных советов звукорежиссерам от профессионалов

Теория музыки: история развития музыкальных жанров, музыкальный стиль

Как сформировать музыкальный вкус

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments

Теги

Об авторе: Оля

Человек, что пишет всякое, но не знает, что написать в разделе о себе...Все что начинается со слова кино - это про меня. Сценарист, редактор, копирайтер, организатор съемок.

Мы Вконтакте

Яндекс.Метрика