Немое кино: черно-белые шедевры визуальной эстетики

24 кадра 2 086 просмотров 0 0
Немое кино: черно-белые шедевры визуальной эстетики
Немое кино: черно-белые шедевры визуальной эстетики

Все-таки жаль немого кино. До чего приятно было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно!

Чарли Чаплин

Вот тут с Чаплином вообще сложно не согласиться. И нет, я не о женщинах, я о самом немом кино, которое в наше время –  бесповоротно утерянный жанр. На самом деле, сейчас очень сложно найти ценителей такой черно-белой эстетики, и с нынешним уровнем технологии это вполне понятно. До сих пор остается загадкой: то ли людям просто лень стало читать субтитры, то ли они почувствовали себя уровнем развития выше и сочли немое кино – ненужными отголосками прошлого. Во всяком случае, факт остается фактом и такой великолепно эстетический жанр более никогда не будет востребован. И жаль, безгранично жаль!

Знаете, нынешнему кинематографу достаточно сложно противостоять, тем более, когда компьютерная графика, 3D и мощнейшие спецэффекты стали залогом больших кассовых сборов. Хороший фильм, плохой – плевать как-то, главное, чтобы все помасштабнее, покрасивее. Игра актеров вообще идет стороной, а ведь главное, главное-то в фильмах игра! Конечно, это вам не театр, где с дрожащими руками и открытым сердцем человек 2 часа переживает на сцене чью-то чужую жизнь, боясь надменного выкрика «не верю!».

В кино все гораздо проще – снятый кадр и новый перекур. Ни в коем случае не хочу обидеть нынешний кинематограф (сама заядлый его любитель), ведь шикарных актеров и фильмов, меняющих жизнь, действительно много, но в разы больше безвкусных, низкоклассных одноразовых «дешевок», без какой-либо актерской игры или сюжета, лишь напичканных спецэффектами в надежде на то, что люди и этим подавятся.  А вот в немом кино такого не было!

nosferatu-bfi-00n-2r5

Ладно, о сюжете тут сложно что-либо сказать, ведь если вспомнить самые истоки немых фильмов, то в основном это были какие-нибудь комические сценки без особого посыла и эмоциональной нагрузки. Однако все быстро изменилось, и данный вид кинематографа стал набирать новые обороты, внедряя в себя музыку, интертитры и, конечно, профессиональную игру актера. Собственно, какую же особенность имело немое кино, и чем оно так примечательно? Можно по пунктам:

Музыка

Музыкальная часть немого кино – своеобразное искусство «Silent Movie», создаваемое «живым» путем прямо при съемке фильма (пианино/театральный орган стояли сбоку экрана). Если сейчас музыкальное сопровождение – сугубо прихоть режиссёра, то в данном жанре оно служило неотъемлемой частью целого.

Чтобы не ходить далеко, приведу вам пример фильм «Носферату» 22 года. Если вы заядлый любитель фильмов ужасов и не видели этот шедевр – стыд и срам вам, ибо по сравнению с ним все новинки 2015 года – детский лепет. Нет, в нем нет рек крови, скримеров или чего-то типично подобного. В нем есть сюжет, игра, а главное, атмосфернейшая музыка, которая в поздний час ночи просто заставляет вздрагивать от сковывающих цепей страха. Сложно себе представить, но фильм полностью держится именно на музыкальном сопровождении, ведь нет ничего главнее в хоррорах, чем атмосферность. В «Носферату» её через край. И не сценой гробов или видом самого вампира она создана, а именно мрачнейшими, холодными закадровыми нотами. Собственно, поэтому музыка немых фильмов – отдельный вид искусства, стоящий огромного внимания.

nosferatu-bfi-00n-2r5

Утрирование. Игра актера

Если нет голоса, то как донести зрителю весь тот смысл, что был вложен в сценарий? Конечно же игрой актера! Понятно, что были введены интертитры, но их не хватало для выражения всей сути происходящего, да и переизбытка нужно было как-то избежать.

Именно для этого актёры прибегали к методу утрирования (преувеличения) своих действий. Самым главным их оружием являлись пантомима, выраженная широкими жестами и чересчур активной мимикой лица. Тут, дабы выразить любовь, мало было искреннего взгляда и интертитра « я люблю тебя», актеры публично вздыхали, пугливо суетясь, прятали взгляд и падали в обморок для подчеркивания искренности сего чувства. Нужно было уметь доступно и просто преподнести страх, ненависть или злобу без всяких там душераздирающих криков, а созданием собственного образа.

Вернусь к «Носферату». Макс Шрек, исполнивший роль знаменитого вампира, дабы придать своему образу больше ужаса ни разу не моргнул в кадре, что создало впечатление застывшего каменного лица и, конечно, придало новый окрас персонажу. А что насчет Чарли Чаплина? Кто не знает его походки с тросточкой и образа такого себе интеллигентного бродяжки? А Ллойд Гарольд и трюк на стрелках часов? Действительно великие люди с заслуженным театральным признанием и неповторимой актерской игрой.

1350817476_garold-lloyd

Съемка и грим

Со съемками, конечно, дела обстояли очень туго. Черно-белая пленка, знаете ли, дело тонкое и очень проблематичное. Так, например, чтобы создать эффект ночи применяли негатив, покрывая передний план белым полотном для сознания черных цветов на черно-белом фоне.

Настоящим искусством съемки можно считать фильм «Метрополис» 27 года. Для изображения зданий и технических машин будущего было построено огромное количество миниатюрных моделей, для съемки передвижения машин по подвесной автомагистрали ассистентам приходилось вручную двигать каждую миниатюрную модель. А какую масштабность имел этот фильм! В массовой сцене принимали участие приблизительно 30 тысяч человек, 1000 из которых согласилась обрить голову для трехминутной сцены. Вот это я понимаю, творческий подход. С гримом, кстати, дела обстояли не менее серьезно и, вспоминая качества тогдашней пленки, это оправдано. Хорошо выбритые, выбеленные лица создавали контраст и придавали лицу хоть какие-то значимые черты. Если вы смыслите в театре, то наверняка знаете, что актерам при гримировании всегда наводят черным карандашом глаза для большей выразительности. В немом кино использовался тот же прием, только вот глаза не просто подводили карандашиком, а в буквальном смысле слова делали их чернющими, а светлоглазым людям часто не давали роли из-за того, что пленка не улавливала контраст, и делала зрачки незаметными.

nosferaбьtu-bfi-00n-2r5

Вот такие огромные отличия имело немое кино от современных, привычных для нас, фильмов. Конечно, с появлением звука, кинематограф значительно увеличил свою аудиторию, поднял планку и сделал фильм настоящим искусством не только с музыкой и актерами, а и со спецэффектами, безупречной графикой и, местами, действительно гениальным сюжетом. Но, согласитесь, немое кино однозначно стоит того, чтоб одним скучным вечером сделать перерыв, включив веселого Чарли Чаплина или ужасного Носферату, окунуться в черно-белую эстетику и атмосферу прошлого века, когда кинематограф был великим искусством с веселым сюжетом, атмосферной музыкой и, конечно, великими актерами ушедшего века.

Левиза Никулина

Читайте также:

10 самых крутых фильмов о рок-музыке
Что посмотреть: киномарафон длиной в неделю
Как фильм психологически влияет на зрителя

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments

Теги

Мы Вконтакте

Яндекс.Метрика