Как написать сценарий так, чтобы привлечь внимание редактора

24 кадра 2 602 просмотров 0 0
Как написать сценарий так, чтобы привлечь внимание редактора

Как мы знаем, написание сценария — вещь достаточно трудоёмкая и сложная. Нужно соблюсти все правила, оформить так, как нужно, ещё и про сюжет желательно не забыть. Однако, как показывает практика, просто подробно описать сюжет хорошей истории не всегда достаточно для того, чтобы привлечь внимание продюсера, редактора или кто там будет читать ваш сценарий на начальном этапе разработки.

Все просто – очень часто, несмотря на занятную идею и вменяемую фабулу, сценарист просто не может заинтересовать читающего. Кому интересно читать текст, что описывает происходящее в достаточно нейтральных тонах, без каких либо ошеломительных эмоций?

«Так, по сути сценарий же и есть просто текст, описывающий события?» — спросите вы. И будете правы. Однако, стоит отметить, что то, как сценарист понимает правила написания сценария, может значительно повлиять на восприятие читающего.

Поясню. Перед тем как «Гарри Поттер и философский камень» стал бестселлером, он кочевал из издательства в издательство, получая отказы редакторов. Как же так получилось, что ставшая уже культовой книга так долго была невостребованной, и приносила лишь разочарование при получении уведомления из издательств? Ответ кроется как раз в самих редакторах.

Оказалось, что большинство редакторов, что читают книги при поступлении, посмотрев на достаточно большой объём детской книжицы, просто посчитали не нужным её читать. Или же если все таки начали читать, просто не дочитывали её до конца. Та же проблема была и у Энн Рейд с её «Атлантом, расправившим крылья» — тысяча с лишним страниц долгое время не могли найти пристанище.

Понятное дело, что издательские дома, прознав, что упустили такое произведение и золотую жилу, сразу же наказали виновных и установили правило читать все, что приходит к ним без исключения – чтобы в будущем не пропустить «бомбу».

Та же ситуация зачастую происходит и с киносценариями. Редакторы, которые все же читают наши писательские каракули, часто скучают и недоумевают, что же хотел сказать автор. Представьте, если то, что читается, вызывает недоумение и зевоту, то как они могут это пропустить к начальству со своей рекомендацией?

Lucille-Ball-reading-script-1

Отсюда возникает вопрос – есть ли какие-то способы, шаблоны или «фишки», чтобы завлечь редактора и дать ему повод запомнить вашу работу?

И вот, собственно, мы подошли к основной теме нашей статьи. Конечно, в основном все зависит от умения писать. Фантазия и писательский слог вполне могут заинтересовать читателя, но ненадолго. В основном же, читатель будет с интересном наблюдать лишь за развитием сюжета, а тут уже могут понадобиться фишки.

Раскрывайте суть

Вспомним, что сценарий состоит из драматических эпизодов, что продвигают историю вперёд и раскрывают персонажей, их отношения друг к другу и более конкретно описывают конфликт и социум этой истории. Замечу, что драматический эпизод не всегда состоит из одной сцены – иногда требуется некоторое количество событий, чтоб раскрыть всю драму конкретного эпизода. И вот с этими драматическими эпизодами как раз можно конкретно так поработать, чтобы заинтересовать редактора.

Не забывайте про динамику

Как и вся история, драматический эпизод должен содержать в себе начало, середину и конец. Да что там, каждая сцена в фильме должна иметь логические начало, середину и конец. И важно, чтобы все сцены тоже складывались в эту самую пресловутую тройку. Таким образом, можно сразу выделить первый совет – не пишите все монотонно! Если у нас есть обычные составляющие произведения в рамках одного маленького эпизода, то должна быть и драматическая арка, что логично приведёт повествование (опять же в выбранном небольшом эпизоде) к кульминации и логической развязке.

Таким образом, каждый отдельный эпизод будет интересно читать. Также можно поступать и со сценами – понятное дело, тут кульминация не может быть столь накалённой, но все таки некоторое развитие событий приветствуется.

AP540803031_11402875361-1

Драматическая ирония

Идём далее. Еще одной «фишкой», что держит читателя, а потом и зрителя, в напряжении, является так называемая «драматическая ирония». Она заключается в том, что аудитория знает ответ на поставленный вопрос или проблему, а герой ещё нет. Ярким примером являются детективы. Возьмём, например, классику телевизионного детектива 80-90х годов – «Коломбо». Весь сериал построен на этой самой иронии – ведь в начале серии нам показывают убийство и очень точно и конкретно показывают и называют имя убийцы. А вот, детектив Коломбо об этом не узнает аж до последних 5-10 минут серии. И в этом свой собственный шарм – зрителю интересно наблюдать за размышлениями героя и поступками убийцы, целью которых является скрыть свое преступление.

Или же другой пример, который подогревает интерес зрительской аудитории – используя приём драматической иронии столкнуть антагониста и протагониста. Получается такая себе кульминация – детектив и убийца находятся лицом к лицу, и опасность этой ситуации возрастает по экспоненте. Суть этого столкновения лежит в наших симпатиях к главному герою. Мы переживаем за него, ведь он сам того не зная находится под угрозой смерти.

Подогревайте интерес

С иронией все ясно, но заставить с нетерпением ждать следующей страницы текста или следующей сцены чаще всего может «клиффхангер». Этот самый термин переводится как «скалолаз» или «висящий над пропастью». И главный вопрос, который задаёт этот приём и заставляет ждать последующее развитие событий — это «Упадёт или нет?».

Практически все современные фильмы и сериалы используют этот приём. Когда, казалось бы, вот-вот должна случится развязка, и все должно разрешиться в лучших традициях жанра, как во время кульминации происходит что-то совсем неожиданное и опасное и все… сцена, серия или даже фильм заканчивается – жди продолжения в лучшем случае после рекламы (если клиффхенгером заканчивается сцена) или же через год (если на самом интересном закончили фильм). Данный приём очень сильно повышает рейтинги и привлекает к продолжению истории.

machine

Связывайте сцены

Далее, есть универсальный приём для всех и вся, который, по сути, является самым обязательным из всех советом, что здесь уже упоминались. Для того, чтобы подогреть интерес, вам необходимо всегда оставлять крючки из одной сцены в другую – чтобы тому, кто будет знакомиться с вашим творением, был понятен ход событий. Ведь кто поймёт, что вы хотели сказать, когда писали просто 56 рандомных сцен.

Поворотные точки

Есть ещё «фишки» для улучшения прочтения и понимания сценария, что зовутся поворотными точками и точкой невозврата.

Поворотных точек обычно две в фильме. Первая — это та, что является для нас тригером для начала сопереживания персонажу, а для персонажа — это отправная точка для решения возникшей проблемы. Чаще всего, это точка, когда обстоятельства сильно ухудшаются, и герой оказывается «по уши в шоколаде», ну или герой решает изменить свою жизнь. Вспомним например «Матрицу». Первая поворотная точка — это тот момент, когда Нео выбирает красную таблетку.

3-act-matrix

Теперь поговорим о второй поворотной точке. Как правило, эта точка ставится ближе к концу повествования перед самой кульминацией – она является мотиватором для персонажа и сталкивает его с антагонистом и главной проблемой лицом к лицу. Вспоминая «Матрицу», вторая поворотная точка — это момент, когда Нео идёт спасать Морфея (решение спасти своего наставника и столкнуться лицом к лицу с врагом).

Точка невозврата – это точка, когда что-то меняет мировоззрение героя и толкает его на действия. Возвращаясь к уже упомянутой «Матрице» — момент, когда Морфей попадает в руки врагов и понимает, насколько реальна опасность, является точкой невозврата для Нео. Он больше не может игнорировать действия антагониста. В некоторых кино и телепроизведениях точки невозврата — это какие-нибудь достаточно скоротечные действия, что являются катализатором для решительности персонажа.

Например, сериал «Сверхъестественное». Здесь каждой проблеме в общей арке выделяется отдельная серия. Если поискать, то в пятом сезоне ближе к концу можно найти серию, что так и называется — «Точка невозврата». Так что можно смело утверждать, что «правила точек» действует как в пределах маленького повествования (драматический эпизод, серия), так и в контексте сложного большого произведения (сезоны сериалов и так далее).

Что же, надеюсь, что все, что здесь написано, будет кому-то полезным и поможет улучшить свой стиль, придаст надежду и внесёт ясность.

Дерзайте!

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Основы кинопроизводства: разрабатываем сериал

Как правильно оформить сценарий

Основы кинопроизводства: актерская игра

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments

Теги

Об авторе: Оля

Человек, что пишет всякое, но не знает, что написать в разделе о себе...Все что начинается со слова кино - это про меня. Сценарист, редактор, копирайтер, организатор съемок.

Мы Вконтакте

Яндекс.Метрика